«Рухани жаңғыру»: Актуальные вопросы сегодняшнего общества

Берекет Карибаев

Член-корреспондент Национальной академии наук РК,

заведующий кафедрой истории Казахстана

Казахского Национального университета им. аль-Фараби,

доктор исторических наук

12 апреля 2018 года прошел ровно год со дня публикации программной статьи главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В течение этого года мы все видели, слышали и читали, какую работу проводят отечественные СМИ в рамках этой программы. Мероприятия, реализованные только в первый год программы модернизации, рассчитанной на десятки лет, показывают, какой переворот произошел в сознании народа. Эти перемены дают огромные возможности для более глубоко изучения народом своего прошлого, четких шагов в настоящем и смелого взгляда в будущее. В таком случае и сам документ, подаривший такую возможность для культурного развития, и день принятия этого документа входят в список важнейших исторических событий.

Фото взято с сайта aikyn.kz

Хотелось бы подробнее остановиться на роль и место, которое занимает в истории содержательный и исторически важный документ под названием «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Если мы посмотрим на путь, который прошла наша страна за последние четверть века, взглядом историка, то увидим, как строго соблюдены такие научные принципы, свойственные тенденции развития, как системность, планирование, непрерывность и  взаимодействие. Важность программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» можно понять даже без обращения к статистике таких четких показателей развития, как социальные, экономические и культурные данные – достаточно взглянуть на самые важные документы, принятые за годы независимости по указу главы государства.

Этапы эволюционного развития единой нации

Важные документы, принятые главой государства и посвященные развитию страны в годы независимости, можно условно разделить на три группы. 

Первая – это планы стратегического развития в долгосрочной перспективе, вторая – планы средней продолжительности и третья – стратегия на ближайшие годы. К первой группе принадлежат два документа. Это программа «Казахстан-2030», принятая 1 октября 1997 года и программа «Казахстан-2050», принятая 14 декабря 2012 года. Если говорить о роли и важности эти двух программ в истории Независимого Казахстана, то можно отметить, что все внутренние, региональные и мировые политические, социальные, экономические и культурные достижения Казахстана в настоящее время являются показателем успешного завершения первой и запланированной реализации второй из двух научно запланированных стратегий.

А если говорить, о краткосрочных программах, то это все Послания президента народу Казахстана. В период между 1997 и 2018 годами глава государства выпустил 22 послания, по одному в год. Каждый год в очередном послании президент поручает определенную работу Правительству, а в конце года подводит итоги проделанной работы. Мы видим, что задачи в каждом послании вытекают из долгосрочной программы развития и направлены на выполнение целей и требований этих программ. В таком подходе отчетливо прослеживаются взаимодействие, системность и непрерывность в развитии государства.

Документы в среднесрочной перспективе – это государственные программы, рассчитанные на несколько лет и охватывающие не одну сферу общественной жизни. Эти программы также берут свое начало в больших долгосрочных стратегиях и нацелены на выполнение тех задач, на реализацию которых требуется от 2-3 до десятков лет. К ним относятся реализованная в 2004-2011 годах программа «Мәдени мұра», «Народ в потоке истории» 2012-2014 годов и государственная программа «Рухани жаңғыру», начатая в 2017 году и посвященная ближайшему десятилетию.

В этой связи хотелось бы проанализировать основные тезисы этой важной программы, посвященной модернизации сознания и поделиться своим мнением о ее важности и месте в национальной истории.

Каждая мысль, высказанная главой государства в программной статье, посвященной модернизации сознания, требует отдельного анализа с историко-философской точки зрения. Приведу некоторые из них.

«На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков». «Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами». «Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента. Во-первых, это изменение в рамках национального сознания. Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт» и другие. В этой теоретической описательной части определены основные механизмы, пути и способы духовной модернизации. Поэтому только при глубоком изучении значения каждого термина и названия, всех мыслей и выводов из этой программы, можно полностью убедиться в том, что духовная модернизация возможна. Сегодня выводы, озвученные главой государства, превратились в главную тему дискуссий философов, социологов, политологов, религиоведов, журналистов и литераторов наряду с историками, то есть представителей всех социальных и общественных наук.

Хочу выразить свое мнение относительно часто упоминаемого в первой части программы понятия национального сознания и его важности. В первые годы независимости социальные ученые и обществоведы часто публиковали на страницах средств массовой информации статьи примерного такого содержания: «Мы вышли на мировую арену и ищем на ней свое место. В мире набирает темпы глобализация. Рано или поздно эта тенденция затронет и нас. Мы не должны исчезнуть в ее жерновах. Мы должны быть к этому готовы». Сегодня мы оказались в самой гуще глобализации, накрывшей весь мир. Все хорошие и плохие, правильные и не очень привычки и традиции, появляющиеся в духовной жизни нашей страны, а также основанные на них действия и поведение являются прямым следствием этого мирового тренда.

Процесс глобализации на этом не заканчивается, напротив, с каждым днем он наращивает темпы, усиливает и углубляет свое влияние. Он охватывает все стороны общественной жизни. Ответ на вопрос о месте казахского этноса как нации в этом глобальном процессе, будем ли мы впереди или позади этого движения, или вовсе останемся вне этого тренда, можно найти в статье главы государства о духовной модернизации.

Если в дальнейшем наши исконные национальные черты не растворятся, если мы сможем сохранить национальную историю, традиции и обычаи, язык и литературу, традиционную религию, одним словом, наш национальный дух, это будет показателем крепости и зрелости нашего национального сознания. Такой народ не смогут сломить никакие бури и распри. Именно это и подразумевают тезисы и выводы в первой части «Модернизации общественного сознания».

Национальный код – национальная репутация

Стоит особо отметить тщательный разбор национального кода в этой части программы. С научной точки зрения понятие «код» имеет широкое значение. Национальный код – это внутренняя этническая самобытность народа. Традиции, обычаи и привычки любого народа показывают лишь внешнюю сторону его быта. А неразрывно связанные с ними и являющиеся их основой национальные стыд и совесть, язык и религия, самосознание – все это показывает самое сердце, внутреннюю сторону каждого народа. Под национальным кодом должно понимать совокупность всего этого.

Национальные обычаи и традиции могут меняться в ногу со временем и в соответствии с новыми научно-техническими веяниями. Самое главное, национальный код не должен терять своей сути. Поэтому, как сказал глава государства, духовная модернизация означает, что казахский народ должен адаптировать свои традиции согласно своей эпохе. Если мы сохраним национальный код, мы сможем выжить в любое время и соответствовать любой эпохе.

В ходе реализации пяти практических заданий программы «Рухани жаңғыру» большую работу выполняют ученые искусствоведы. Главное из них – постепенный переход на латиницу. Можно сказать, что после дискуссий, затянувшихся на несколько месяцев, определился лучший вариант латинского алфавита. Срок его ввода в компетенции главы государства.

Делаются первые шаги и по второй задаче – проекту «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебных на казахском языке» - уже отобраны 100 учебников и интенсивно идет работа по их переводу. По программам «Туған жер», «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана» также историки при поддержке местных органов управления проводят большую работу в городах и регионах.  Когда программа «Туған жер» будет полностью реализована, каждый гражданин нашей страны получит возможность узнать не только историю страны, но и историю своего аула или района через краеведческие учебники. А так как национальная история – самая важная составляющая часть национального самосознания, через историю мы сможем возродить сознание, а через сознание – духовность.

Следующая важная программа – пояс сакральных исторических памятников Казахстана. На нашей земле есть один из известных во всем мире памятников – цивилизация Ботай. Кроме этого, можно упомянуть памятники Берель в Восточном Казахстане, курганы Бес Шатыр, считающиеся гробницами правителей. Средневековые города на территории Южного Казахстана, такие как Сайрам, Сауран, Тараз, Сыганак, также относятся к исторически важным памятникам. Все это – творения разных поколений нашего народа. Глава государства предложил все это возродить и подчеркнул, что это будет играть большую роль в формировании национальной идентичности. Сегодня историки в процессе выполнения этой почетной миссии.

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что программная статья главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» - это важный исторический документ, появившийся точно в подходящее время, поднявший актуальные вопросы сегодняшнего общества и направленный на духовное возрождение.

Источник: газета «Алматы ақшамы»