Доверие среди бизнес-партнеров – одно из самых важных составляющих успешного и взаимовыгодного сотрудничества. Однако не редки случаи, когда контрагент совершает крупный заказ и исчезает, либо интернет-магазин, получив деньги от покупателя, оставил его без желанного товара. Для того, чтобы избежать подобных проблем, предпринимателям приходится искать всю информацию о компании в интернете, но этот процесс отнимает достаточно много времени. Решить эту проблему поможет информационный ресурс для поиска информации о благонадежности казахстанских компаний Kompra. Сервис всего за три минуты может предоставить сведения по 40 юридическим и финансовым показателям. Подробнее о сервисе рассказал основатель проекта Асхат Сергазин.
Асхат, расскажите, для чего ваш сервис Kompra и чем он полезен для предпринимателей?
— Мы сделали этот сервис для того, чтобы бизнесу было удобно оценивать риски при заключении договоров. Они могут через сайт kompra.kz узнавать о своих партнерах, поставщиках, подрядчиках, клиентах то, насколько они добросовестно работают, насколько они финансово устойчивы и есть ли какие-то риски, которые они в себе несут. То есть, когда ты не знаешь лично ту или иную компанию и, допустим, она находится в другом городе, то ты уже заранее понимаешь, работать тебе с ней или нет, проверив ее на нашем сервисе.
Откуда вы берете всю информацию о компаниях?
— Информацию о компаниях мы берем из порядка 10 сайтов государственных органов, которые размещают эту информацию у себя. Например, на сайте Комитета государственных доходов можно узнать наличие налоговой задолженности у интересующей вас компании. Фишка в том, что такой информации очень много, она в разрозненном виде размещена на множестве сайтов. Наш же портал позволяет увидеть это все в одном окне и получить всю информацию за три минуты, вместо часа ручного поиска. В ближайшем будущем ожидаем, что эта же информация будет размещаться на портале opendata.egov.kz, там, где можно будет уже в машиночитаемом виде получать эти данные и быстрее передавать их нашему конечному пользователю.
Хорошо, с услугами разобрались. А кто в большинстве своем является получателем этих самых услуг и вашим клиентом?
— В основном нашим сервисом пользуются крупные компании: банки, компании квазигосударственного сектора, строительные компании и все те, кто работает ежедневно с большим количеством поставщиков и клиентов. Банки, перед тем как выдать кому-то кредит, вынуждены проверять благонадежность своего клиента и оценивать риски невозврата этого кредита. Наш сервис позволяет ускорить этот процесс. Также нашими пользователями являются малый и средний бизнес, который перед тем как заключать сделку, допустим, на 500 000 тенге, они всего лишь за 500 тенге получают у нас информацию о компании и принимают решение, отдавать ли эти деньги, и нет ли в этом рисков. Есть много случаев, когда к нам обращались компании и говорили, что благодаря нашему сервису они сохранили деньги, время, нервы и не попались на удочку какой-нибудь мошеннической компании.
Я знаю, что вы сотрудничаете с Открытой цифровой платформой ISMET, где пользователи этого сайта могут найти вас и воспользоваться вашими услугами. Расскажите, почему именно ISMET?
— Во-первых, мы стартап и поэтому для нас очень важен быстрый рост, важно было сначала понять: как, кому и в каком виде оказывать эти услуги, а во-вторых, нам нужно было быстро рассказать как можно большему количеству людей о нашем сервисе. Мы изучали каким образом мы можем предоставлять свои услуги, как можем рассказать людям о себе. И, наверное, ключевой момент для меня как для директора компании состоит в том, что те, кто является клиентами «Казахтелекома», как минимум должны один раз в месяц зайти на ISMET и оплатить какую-нибудь из услуг, которые компания оказывает. Как минимум один раз в месяц они увидят, что на сайте есть информация о нашей компании и возможно, решат воспользоваться услугами. И проверить благонадежность любой услуги через наш сервис, можно сразу на, не переходя на другие страницы.
В чем отличие ISMET от других площадок?
— У нас есть еще совместный портал с НПП Атамекен, но там все немного по-другому устроено. Там есть просто услуги для бизнеса, которые теперь дополнены возможностью проверять контрагента. То же самое и на портале Astana Hub про все стартапы, это тоже какая-то возможность сказать о себе, но именно такой площадки как ISMET, именно такого масштаба и охвата наверное нет. Может быть, и есть какие-то локальные, но они нам не интересны, потому что они в основном для B2C, а ISMET хорош тем, что он как раз-таки формирует сообщество B2B.
Насколько мне известно, одно из преимуществ платформы – это возможность наладить коммуникации с другими предприниматели. Вы общаетесь с другими участниками портала?
— Прямо сейчас на платформе у нас нет какой-то активной коммуникации, потому что пока система еще не развита настолько. С партнерами, с коллегами мы больше оффлайн контактируем, но при этом ISMET – это такая площадка, которая дает возможность рассказать о каком-то нововведении в нашем сервисе, так как он постоянно обновляется. Мы всегда можем рассказать о новой возможности, которая появляется для наших клиентов. То есть, это еще один канал донесения информации и коммуникации с клиентом.
Полагаю, что большинство ваших клиентов из крупных городов, так ли это на самом деле?
— Да, 90% наших клиентов – это пользователи из крупных городов Казахстана Астаны и Алматы, поэтому ISMET для нас является еще одной возможностью достучаться до представителей малого и среднего бизнеса, до лидеров региональной экономики, которые могут не услышать о каких-то локальных движениях в Астане. А благодаря такой платформе, которая охватывает весь Казахстан, мы можем достучаться и рассказать о своих услугах и другим компаниям в регионах.
Какие новые услуги в ваших планах или, может быть, какие-то из них уже появились?
— Наш новый функционал называется «Схема связей», он помогает найти аффилированные компании. Мы его привели в порядок в декабре и поэтому он относительно новый. Он позволяет быстро понять, нет ли скрытых связей между компаниями, понять, нет ли так называемых конфликта интересов или тендерного сговора между компаниями. Это помогает быстро найти связанные компании и понять политические, экономические и юридические риски, которые несет за собой та или иная компания не сама по себе, но как часть какой-то другой крупной компании.
Интересно ли вам сотрудничество с владельцами других сервисов, которые представлены на платформе?
— Да, конечно, у нас регулярно появляются партнерские отношения, но пока о них говорить преждевременно, потому что они пока на стадии разработки и переговоров.
Какие у вас ожидания и планы на будущее в рамках ISMET?
То, что есть сейчас, еще не дает полную картину и возможность прогнозировать, что будет в будущем, потому что платформа запустилась относительно недавно и еще не в полную силу развернулась. Но, тем не менее, одно из наших ожиданий – это то, что благодаря ISMET, мы сможем, разместив какие-то данные у себя в профиле, рекламировать эти услуги. Также мы ожидаем, что в 2019 году будет большое количество запросов и мы привьем предпринимателям культуру проверки благонадежности, должной осмотрительности, которая для МСБ становится уже определяющей частью.
Кому бы вы порекомендовали этот сервис?
— Когда ISMET развернется в полную силу и достигнет тех показателей посещаемости и вовлеченности, которые планировались при его разработке, то я бы порекомендовал его всем, кто начинает свой бизнес, кто думает о том, чтобы развить его, сделать какие-то новые продукты и использовать эту платформу для привлечения новых клиентов, потому что именно для формата B2B это очень полезный сайт.