Партия Nur Otan выбрала своим кандидатом на предстоящих выборах Касым-Жомарта Токаева. Эксперты уверены: тот факт, что Касым-Жомарт Кемелович стал кандидатом от самой многочисленной партии страны, которой руководит первый президент Назарбаев, дает четкий сигнал международному сообществу и инвесторам — после победы Токаев станет гарантом исполнения Казахстаном своих международных обязательств. Своим мнением на этот счет поделился эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Республики Казахстан Жанибек Арынов.
— В ходе всего процесса транзита власти в Казахстане ключевые слова, которые мы постоянно слышим — это преемственность курса, заложенного первым президентом. Причем это касается не только внутренней политики в сфере экономики, но и внешней. Исходя из этого, есть основания считать, что все договоренности, в том числе в рамках различных международных организаций, которые Казахстан когда-то брал на себя, они все будут соблюдаться.
В целом я не думаю, что можно ожидать каких-то сильных изменений в политике. Особенно, если в выборах выиграет кандидат от партии Nur Otan и действующий президент Касым-Жомарт Токаев. Он — известный дипломат в стране и за ее пределами, лично участвовал в становлении внешней политики Казахстана в 90-х годах.
К слову, многие инициативы тех времен, в частности многовекторная политика страны, вопросы демаркации границ, налаживания взаимоотношений со многими странами – это его детища. Вот поэтому, если Токаев станет президентом, вряд ли он будет сильно менять курс, который был заложен еще в 90-х годах.
Как фигуру Токаева будут воспринимать в мировом сообществе, если он победит на выборах?
— Я не думаю, что там будут сильно удивляться, потому что это узнаваемая фигура во внешней политике. Он долгое время работал главой министерства иностранных дел, в начале независимости помогал и выстраивал с нуля отношения со всеми ключевыми партнерами. Токаев налаживал связи с Китаем, Россией, США и Европейским союзом. Поэтому его все там знают и это ему поможет в работе.
Помню, что он согласовывал границы страны со всеми соседями, это говорит о многом. Ведь тогда вести переговоры на равных с Китаем от имени страны, которая только что получила свою независимость, — это была очень сложная задача. Сегодня благодаря этому границы Казахстана официально признаны всеми странами, и мы не имеем никаких спорных территориальных вопросов.
В настоящее время во внешней политике имидж Токаева положительный, я бы даже не сказал, что нейтральный. Ведь его имя не связано ни с какими скандалами, это его плюс как кандидата.
А что вы можете сказать об экономической ситуации после выборов 9 июня? Стоит ли ожидать, что смена власти даст Казахстану шанс на экономический рывок?
— Вообще, любые политические изменения всегда заставляют инвесторов задумываться. Они вложили свои деньги в экономику страны и, конечно, хотят, политической стабильности и определенности. Это нормально, когда иностранные инвесторы следят за ситуацией в Казахстане и пытаются понять общую обстановку.
Но ввиду того, что транзит власти в стране проходит в таком контролируемом и плавном в режиме, а все стороны заявляют о преемственности, я лично никаких больших рисков для инвесторов не вижу. По крайней мере, такую стабильность сможет обеспечить бизнесу кандидат Токаев. В случае его победы вряд ли что-то изменится сильно, инвесторы, как работали, так и будут работать. В принципе сегодня для этого созданы и все законодательные условия.
Нужно добавить, что проведение досрочных выборов президента как раз соответствует интересам иностранных инвесторов. Это позволит им планировать свои инвестиции в Казахстане еще на 5-6 лет вперед. Тогда как должность временно исполняющего обязанности президента страны для инвесторов непонятна и настораживает. В общем, чем быстрее закончится в Казахстане транзит власти и станет известно имя легитимного главы государства, тем лучше для инвесторов.
Зарина Каримова