На 92-м году жизни скончалась актриса Элина Быстрицкая. В годы войны будущая звезда жила в Актюбинске, пишет издание «Диапазон».
В Казахстан будущая звезда попала с фронтовым санитарным поездом. Училась здесь в школе №11, ухаживала за ранеными в местном военном госпитале.
Вот два отрывка из книг-воспоминаний Быстрицкой и ее сестры, в которых есть упоминание об этом периоде их жизни.
«Наш госпиталь отправили в Уральск на переформирование, но часть личного состава попала в Актюбинск, в том числе и я с мамой и сестренкой, — вспоминает Элина Быстрицкая в автобиографичной книге «Звёзды на небе». — Это был тыловой город, где сбились в то время тысячи эвакуированных, раненых. Все школы были заняты госпиталями. Раненые мрачно шутили: из Актюбинска две дороги — в землю и на фронт. Мы хотели на фронт и дожидались приказа. Нам говорили: «Ждите!» В ожидании решения своей судьбы мы снимали комнату у какого-то железнодорожного служащего. Было не только голодно, но и страшно холодно: стояли суровые казахстанские морозы. Уголь и дрова в степном Казахстане стоили неимоверно дорого, и каждый день я уходила в степь собирать кизяки и сухую полынь — единственные доступные нам виды топлива. Они сгорали в одно мгновение, и надо было успеть испечь лепешки на плите. Тепла ждать было нечего. Вскоре моя настойчивая интеллигентная мама через военкомат все-таки разыскала наш госпиталь в Уральске, и мы отправились туда. Но там долго не задержались — госпиталь перебросили в прифронтовую зону. Так мы попали в только что освобожденный Донецк».
А вот воспоминания Софьи Быстрицкой, младшей сестры актрисы.
«Непредсказуемые дороги войны привели нас в город Актюбинск. Благо, ненадолго. В домике, где мы поселились, полы были глинобитные. Сегодня мало кто знает, что это такое. А это на самом деле земляной пол, который вместо мытья надо промазывать свежезамешенным составом из воды, жирной глины и коровьих лепешек. В комнате, где мы жили, эта работа ложилась на плечи моей сестры. Сначала надо было пойти в степь, набрать этих свежих коровьих лепешек для пола и заодно сухих кизяков на растопку, а уж потом выполнять все вышеописанное. Дом стоял на окраине, за ним – капустное поле, уже без капусты (а темно-зеленые крайние капустные листья, если находили, мы в этой самой соленой воде варили и ели), а дальше — степь. И моя бесстрашная сестра ходила туда одна, только хозяйскую собаку брала с собой. В один из таких степных походов сестричка моя то ли спрыгнула, то ли свалилась в довольно глубокую яму. Выбраться из нее долго не могла, а Букет метался вверху, лаял, скулил, хотел помочь, да не знал, как. Уже и смеркаться стало, а в степи ночью еще страшнее, чем днем: шакалы. После множества безуспешных попыток ухватиться за торчащие из краев ямы корни и стебли Элина сообразила – сняла свой солдатский ремень, бросила конец с пряжкой Букету, и пес, упершись всеми четырьмя лапами в землю, вытащил сестру наверх».
Ранее сообщалось, что на 92-м году жизни в Москве скончалась актриса театра и кино Элина Быстрицкая. Она известна ролью Аксиньи в кинокартине Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957). Другая ее известная роль − в фильме «Добровольцы», где она сыграла с актером Михаилом Ульяновым. Известна она и по ролям в фильмах «В мирные дни» и «Неоконченная повесть».