«День Победы превращается в яблоко раздора»: Казахстанцы – о спорах вокруг 9 мая

В Казахстане с каждым годом все жарче разгораются споры о том, как правильно проводить 9 мая. Одни ратуют за шествие с портретами героев войны, другие призывают молча скорбеть и не тратиться на салюты, третьи спорят о том, какую ленту носить — голубую с национальным орнаментом или георгиевскую. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» опросила казахстанцев разного возраста, которые высказали свое мнение по данному поводу.

Фото взято с сайта alau.kz

Первый собеседник попросил подписать его дедом Максимом, ему 94 года. Дед Максим — ветеран ВОВ.

«Скажу так: вспоминать людей, которые помогли избавиться от фашизма — нужно. Каждое новое поколение все с большим трудом представляет себе то, что мы пережили. Я не люблю рассказывать о войне, честно признаюсь. Это самое ужасное, мерзкое, бессмысленное и беспощадное явление на земле, что о нем вспоминать? Тем более, когда эта война у тебя всех забрала. И для меня 9 мая — это день памяти и скорби. Я вспоминаю своих друзей, родных, всех, кого я любил, и кого уже нет. Я верующим стал, правда, очень по-своему, но молюсь, как могу, чтобы мои внуки не увидели то, что видел я. Можно ли праздновать? Я бы не праздновал, но меня не оскорбляет то, что люди в этот день радуются и пускают салюты. Радости и смеха много не бывает. Но у меня свои традиции, у меня появился друг на старость лет, он тоже воевал, но мы познакомились, когда нам по 70 лет было. И сейчас мы собираемся 9 мая, общаемся, выпиваем по рюмке водки и закусываем корочкой черного хлеба. На шествия не ходим: для меня это как оживший кошмар, но это уже мой сдвиг старческий. Я просто вижу эти лица и будто возвращаюсь на десятки лет. Но мои дети ходят, почему нет? В нашей семье не я один воевал, им хочется почтить память. Меня только расстраивает, что День Победы превращается в очередное яблоко раздора, не хочется, чтобы эта дата превращалась в повод для распрей».

Алия Талгатовна, 84 года, пенсионерка

«У меня на войне погиб отец. Я родилась в 1935 году, он ушел на фронт — мне было 6 лет. Я до сих пор помню, как все рыдали, а он меня целовал. С тех пор мы о нем ничего не слышали, а через 2 года узнали, что он погиб. Для нас война так и не кончилась. Да, мир воцарился, небо мирное над головой, а я до сих пор как маленькая плачу каждый год. Честно признаться, мне не нравятся атрибуты «праздника». Я категорически против георгиевских лент, а к шествию отношусь равнодушно. Вот салюты вообще не переношу, они ж на взрывы похожи, у меня кошка вздрагивает. У нас своя традиция: мы читаем молитву с семьей, жарим шелпеки и просто смотрим фотографии. А еще ходим в мечеть: я молюсь, чтобы войны не было никогда».

Максат, 50 лет, водитель

«Я из тех людей, кто категорически против георгиевских лент и людей в военной форме. Это чуждое нам явление, оно не для Казахстана. Каждая страна имеет право на собственную атрибутику, и я думаю, что у нас должно быть уже свое представление про День Победы. Можно надевать голубые ленточки, мусульмане могут ходить в мечеть, раздавать шелпеки…зачем шоу устраивать? Но я ничего не имею против шествий. Раньше возмущался, а потом понял, что не могу: Конституция наша обеспечивает право граждан на свободу слова, выражения мнения и на мирные собрания и демонстрации. Правда, в этом свете несправедливо, что могут собраться те, кто хочет почтить память павших героев войны, а те, кто хочет вспомнить события, например, в Жанаозене—попадают за решетку на 15 суток».

Анна, 41 год, педагог

«Наша семья потеряла много родных в этой страшной войне. Мы каждый год поминаем их, ездим на кладбище к тем, кто похоронен здесь, собираемся, слушаем рассказы и наставления деда. Я раньше ходила на «Бессмертный полк», а потом перестала. Ходила потому, что детям было интересно, так проще было им рассказывать историю. А перестала — не знаю, почему. Слишком тяжело это для меня. Я еще мужа потеряла, и мне стало сложно переносить такие эмоционально тяжелые вещи. Но есть то, против чего я настроена вообще категорически — это дети в военной одежде. Я не устаю ругаться с коллегами из-за этого, они просят детей на 9 мая надевать «костюмы» солдат, медсестер и даже жителей блокадного Ленинграда. Зачем? На эту тему можно долго дискутировать, но меня обычно в ответ лишь обвиняют во всех смертных грехах. Все превращается лишь в танцы на костях и бесконечные споры, а за этим теряется главный смысл».