В столице ведущие медики страны обсудили актуальные вопросы лекарственного обеспечения в Казахстане, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на ОЮЛ «Евразийская медицинская ассоциация».
Председатель общественного совета министерства здравоохранения и вице-президент Евразийской медицинской ассоциации Надежда Петухова озвучила вопросы этики в области здравоохранения и их влияние на систему лекарственного обеспечения. Спикер раскрыла практикуемые виды неэтического продвижения продукции: прием врачами подарков от фармацевтических компаний, образцов продукции «для самостоятельного тестирования», и даже денежных средств. Она отметила случаи, когда пациенты направляются в определенные аптеки — «получить вознаграждение или скидку за проданные лекарства». А также по ее наблюдениям на высоком уровне фармкомпании и пациентские организации лоббируют включение в клинические протоколы определенных препаратов.
«Создание структурного подразделения по вопросам рационального использования лекарств при регуляторном органе, принятие законодательных норм и применение мер ответственности с отслеживанием их полного соблюдения, проведение обучающих мероприятий среди студентов и выпускников медицинских и других ВУЗов, обеспечение доступа врачей, фармацевтов и общественности к объективной терапевтической информации, проведение непрерывного мониторинга продвижения лекарств», — предложила Надежда Петухова.
В свою очередь, председатель республиканского общественного объединения «Общество врачей-гематологов» Пивоварова Ирина Алексеевна сформулировала 10 ключевых мер по оптимизации процессов принятия решений в области лекарственной политики:
— Перечни казахстанского национального формуляра и электронных систем здравоохранения должны изменяться в режиме реального времени, гибко реагируя на актуальный контекст.
— Необходимо утверждение приказом министерства четкого регламентаэлектронных систем здравоохранения.
— Перевести амбулаторное лекарственное обеспечение на категории пациентов, оставив возмещение республиканским бюджетом препаратов для уязвимых слоев населения, а не по группам нозологий.
— В списки лекарственного обеспечения включать только препараты, включенные в клинические протоколы, при этом не нужно дублировать анализ доказательности, так как он уже был проведен на этапе протокола.
— Фармакоэкономический анализ сделать составляющим клинико-экономического анализа и включить в методологию планирования, проводить на этапе протокола, а не на этапе включения препаратов в списки.
— Пересмотреть приказ по формулярной системе, привести в соответствие с международными практиками, формуляры составлять в организации, утверждать формулярной комиссией.
— Определить статус орфанных препаратов и пополнять этот список в режиме реального времени после утверждения клинических протоколов.
— Позволить государственным клиникам шире приобретать лекарственные средства самостоятельно при условии соблюдения регламента.
— Формулярная комиссия должна быть единой системой в стране, без дублирования в различных совещательных органах, работа ее должна быть прозрачной, на цифровой платформе с ознакомлением общественности проектов решений во избежание текущих ошибок.
— Рассмотреть возможность удешевления отечественных препаратов через дотации, сделав их конкурентными по ценам с генериками неотечественного производства.
Широко были раскрыты насущные проблемы лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне и позитивные изменения главным врачом городской поликлиники №5 Алтыншаш Табулдиной.
«Заметно улучшилась доступность лекарств для пациентов. Теперь при отсутствии препарата в аптеке, врач имеет возможность «здесь и сейчас» заменить на имеющийся препарат аналогичного действия. А также теперь при необходимости врач может быстро обеспечить замену формы выпуска препарата», — сказала Алтыншаш Табулдина.
Также, при выписывании рецептов в ИСЛО врачу приходиться выбирать конкретную серию, но при получении пациентом препарата в аптеке, данная серия может быть уже выдана другому пациенту и рецепт обеспечить невозможно. Это приводит к необходимости переписывать рецепт. Возможным решением послужило бы закрепление функции выбора серии и СКП непосредственно за фармацевтом.
«Отсутствует интеграция между информационными системами лекарственного обеспечения и диспансерных больных, в связи, с чем врачи не могут качественно контролировать количество выписанных лекарственных средств диспансерным больным», — заявил главный врач.
Наряду с этим, по мнению спикера, имеют место ситуации, когда поставщик привозит лекарственные препараты и медицинские изделия с коротким сроком годности. Например, тест-полоски для определения глюкозы, имеющие срок годности июнь 2019 года с остаточным сроком годности 12,5% при норме 70%. При отказе приема товара, он до полутора месяцев может «висеть» в программе, что затрудняет процесс обеспечения пациентов. Целесообразным представляется отразить в договоре оказания услуг с поставщиком обязательность заблаговременного согласования количества и сроков поставки продукции с коротким сроком годности.
Кроме того, законодательством не предусмотрено возмещение затрат за фармацевтические услуги, оказываемые поликлиникой, в связи с чем, фонд заработной платы фармацевта и провизора формируется и оплачивается за счет средств подушевого норматива. Это усложняет передачу данной услуги в аутсорсинг. Медицинские организации, не имеющие условий, передают эти функции, например по наркотическим препаратам, в крупные поликлиники, и при этом данные услуги не оплачиваются. По мнению, спикера, логично было бы предусмотреть возможность возмещения затрат на фармацевтические услуги из средств ФСМС.
«По стационару закуп через ТОО «СК-Фармация» составляет лишь 15-19% от общей заявки; оставшийся объем закупается самостоятельно. Столь низкая доля закупа обусловлена отсутствием в перечне закупа Единого Дистрибьютера многих позиций медикаментов, дезсредств, медицинских изделий, реагентов», — сказала заместитель директора по лечебно-профилактической работе ТОО «Железнодорожная больница» Татьяна Цечоева.
Кроме того, она заметила, что в поставках единого дистрибьютора существует ряд логистических проблем, связанных с поздними поставками медикаментов, графиком поставок и проведением повторных тендеров. В 2019 году из 1057 позиций перечня СК-Фармация не разыграно 98 позиций, что составляет 9,3%. Не разыграны достаточно важные позиции, такие препараты, как тиопентал, пропофол, випромид, гепарин, платифиллин и другие. Все это существенно осложняет бесперебойное лекарственное обеспечение больных.
Также Татьяна Цечоева отметила отсутствие в приказе «Об утверждении предельных цен на ЛС и ИМН в рамках ГОБМП» предельных цен на 29 наименований лекарственных средств, таких как азитромицин во флаконах, добутамин, налоксон, норэпинефрин, платифиллин, трамадол. Основная часть этих препаратов используется в отделении реанимации и интенсивной терапии, при проведении оперативных вмешательств. Отсутствие этих препаратов затрудняет нормальное проведение операций и работу анестезиологической службы.
Она рассказала, что если раньше определенные дорогостоящие препараты (октагам, актилизе) стационары получали в рамках программ республиканского или местного бюджетов, то теперь закуп осуществляется больницами самостоятельно.
«Стоимость октагама составляет 200-250 тыс.тенге и лечение одного больного с миастеническим кризом, Гийенна-Барре затрачивается на купирование криза до 10 флаконов общей стоимостью около 3 млн. тенге. Ввиду отсутствия возмещения данного препарата по фактическим затратам, лечение таких больных ложится полностью на плечи больницы», — сказала Татьяна Цечоева.
24 мая 2019 года в г.Нур-Султан прошла конференция, которая была посвящена практическим аспектам системы лекарственного обеспечения, регуляторной деятельности, взаимодействия заинтересованных сторон: государства, бизнеса и населения. Мероприятие привлекло широкие слои медицинской и фармацевтической общественности к активному обсуждению ключевых вопросов системы лекарственного обеспечения.