В Казахстане зарегистрированы около четырех тысяч потребительских кооперативов. Открыть подобные организации просто, однако проследить за их работой почти невозможно. По данным полиции, в некоторых налицо признаки финансовой пирамиды, передает Первый канал Евразия.
Алтынай Жангалишева узнала о привлекательном проекте от знакомой. Та в красках рассказала ей историю покупки квартиры одной своей приятельницы: надо накопить всего 30% от стоимости, а об остальном позаботится потребительский кооператив.
«Мы вступили в сентябре. Все было очень замечательно», — начала свой рассказ она.
О просторной квартире мечтали все, поэтому деньги собирали вместе. Нужную сумму 1 млн 600 тыс тенге собрали к новогодним праздникам. Внесли последний платеж и настроились на чудо.
«Они нам уже сказали, что вот в срок они не укладываются. Объяснили, что они маленькая организация. Я спросила, как можно выйти? И они сказали, что можете написать заявление и через 3 месяца вернем деньги. 10% мы у вас по договору забираем», — пояснила Жангалишева.
Но 10% не от накопленной суммы, а от заявленной цены квартиры. Это почти 600 тыс тенге. Сумма для семьи Алтынай баснословная, поэтому с условиями кооператива она не согласилась и подала на организацию в суд.
«Суть работы как у пирамиды, просто растянутая по времени, то есть обман длится годами. Но доказать очень сложно, потому что они будут говорить — мы не отказываемся, мы дадим, но через 20-30 лет. Кто будет ждать 30 лет?», — объяснил экономист Рустем Жансеитов.
Фактически за непосредственной работой кооперативов никто не следит. А проверку организуют, если поступит жалоба.
Как сообщили в столичном департаменте полиции, руководитель одного из кооперативов объявлен в международный розыск. Деятельность еще двух объединений расценивают как финансовую пирамиду. Идет досудебное расследование. Правда, при этом кооперативы продолжают работать. Такие организации умело пользуются тем, что им не запрещает закон.
«Невозможно законодательно прописать каждый вид кооператива. Их существует сотни разновидностей, если не тысячи. Сейчас идет обсуждение именно, как попытаться ограничить кооперативную деятельность, связанную с квартирами. Очень сложный, очень непростой вопрос», — отметил депутат мажилиса парламента РК Павел Казанцев.
И как бы не ужесточали и не ограничивали работу таких организаций, согласие на потенциально опасную сделку каждый дает самостоятельно.