Недобросовестные туркомпании ввели в заблуждение 36 человек, нанеся им ущерб на 13 млн тенге, передает Первый канал Евразия.
Последние два суда удовлетворили требования истцов о взыскании ущерба. Все бы хорошо, но получить деньги не получается.
«В аэропорту одна девушка представилась, что она от известной авиакомпании. И мои анкетные данные записала. По приезду домой, через месяц мне позвонили. Вы — Аскар Мамаев, спросили. Да. Говорят: «Вы выиграли приз, от компании «Арт Азия», просим прийти в офис», — рассказывает житель столицы Аскар Мамаев.
В офисе они сразу попали на презентацию. Главные условия участия: «Быть с супругом, без детей, при себе иметь удостоверение личности, располагать свободным временем».
«Нам с мужем не давали переговорить, специально включают громкую музыку. А еще сразу зовут с супругом. Одному человеку нельзя, чтобы сразу могли принять решение. Несколько семей сидят и с каждой из них работает специальный менеджер. Говорят, что если сразу не согласимся, то выигрыш сгорит», — говорит еще одна пострадавшая Асемгуль Тышыбаева.
Людям обещали путевки и бытовую технику. Но после того как подписали контракт, они сразу же должны были внести определенную сумму денег. Раушан Тунгушбаева как и другие оказалась в ловушке.
«Буквально зомбировали меня. Я вообще не понимала, что я там делала. Так расписали этот отдых, что я последние свои деньги отдала из дома. А когда все прошло, когда захотела вернуть деньги, они мне просто сказали, что деньги мы уже возвращать вам не будем», — рассказывает женщина.
Раушан, в отличие от других, не обращалась к юристам и про других пострадавших не знала. С 2016 года она пытается вернуть свои деньги, но компании теперь не существует и доказать ничего нельзя. По словам юриста, подобные случаи происходят не впервые.
«С 2017 года к нам люди обращались. За этот период несколько десятков миллионов тенге было взыскано с этой компании. Расторгнуто множество договоров, деньги возвращены людям. На сегодняшний день в нашей компании имеются судебные решения о взыскании в пользу 36 человек», — говорит юрист Толеген Болтанов.
Общая сумма ущерба составила более 13 млн тенге. Но даже после решения суда забрать деньги не представляется возможным. Кто-то, получив заветный приз, решил больше не связываться с такими акциями, а кто-то все же пытается воспользоваться своим выигрышем.
Турагенты тоже слышали о подобных фактах недобросовестного обслуживания клиентов и настоятельно рекомендуют не вестись на уловки.
Фонд «Туристік Қамқор» гарантируют поездки только добросовестных туроператоров. В прошлом году в фонд поступило немало обращений. 18 фактов мошенничества подтвердились. А компания, от которой пострадали граждане, вовсе не является туроператором. Они работают по принципу реализации «таймшер».
«У нас это понятие не развито, в нормативно-правовой базе его практически нет, но оно имеет место быть. То есть они работают, как обыкновенные туристские компании», — говорит президент Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская.
С помощью «таймшера» гражданам продается только проживание. Питание, перелет и другое обслуживание в такой контракт не входят. При этом стоит это намного дороже обычной путевки. По словам Инны Рей, в последнее время участились случаи, когда вместо долгожданного отдыха, люди остаются «у разбитого корыта».
«К сожалению, в связи с тем, что деятельность туристская стала более доступной, упрощенной, очень многие неквалифицированные, непрофессиональные люди стали к этой деятельности подключаться. Именно с такой целью: чтобы быстро использовать ваши деньги не по назначению», — сказала председатель фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.
Специалисты советуют не принимать необдуманных поспешных решений. А перед подписанием любого договора, ознакомиться с документами.