Казахстанский певец Димаш Кудайберген покорил китайскую публику, а вместе с ней и почти весь мир своим уникальным голосом. Что стоит за невероятной красотой голоса этого совсем еще юного певца – природная одаренность или невероятная работоспособность? Портал Kaktakto обратился с этим вопросом к профессиональным педагогам Кыргызской национальной консерватории (КНК) и двум молодым вокалистам.
Рафаил Сарлыков, доцент кафедры музыкального искусства и эстрады КНК
«Уникальность Димаша — громадный с точки зрения вокала диапазон: от баритонального тенора до колоратурного сопрано. Такой диапазон — очень редкий дар. Первым, кто стал так эпатажно представлять свой голос, был российский певец Витас. Но он никогда не показывал свой нижний регистр, работая по верхам. А у Димаша одинаково хорошо развиты как нижний, так и верхний регистр голоса. Димаш очень технически грамотно представляет свой голос, используя плавные переходы.
Димаш по своей технической манере пения очень близок к итальянским певцам-кастратам. Из более современных певцов его можно сравнить с перуанской певицей Имой Сумак (диапазон голоса от 4,5 до 6 октав). Но она пела более образным пением, чего пока не хватает Димашу. Има могла голосом изобразить и полет птицы, и звон ручья. Димашу пока этого не хватает.
По моему мнению, Димаша действительно ждет огромное будущее, но где-нибудь в Западной Европе. Наш менталитет пока не дорос до голоса Димаша. Вот увидите, как только его признают на Западе, он сразу же завоюет признание нашего региона. В Центральной Азии такой менталитет. Мы прислушиваемся к мнению других».
Вячеслав Палицын, доцент, педагог кафедры «Музыкальное искусство эстрады» КНК
«Уникальность Димаша — сочетание невероятной природы голоса и невероятной работоспособности. Природа рождает такой уникальный талант раз в сто лет. Помимо прекрасных природных данных, у Димаша потрясающая техника пения бельканто. У него прекрасно звучат и низа, и середина, и верха. По диапазону выше него сейчас в мире нет певцов. Возможно, есть голоса и покрепче, но по технике владения бельканто и по яркости Димашу нет равных. Помните, был такой уникальный певец Робертино Лоретти, теперь у нас есть Димаш Кудайберген».
Тимур Кожобеков, вокалист, лауреат и победитель международных конкурсов
«Уникальность Димаша, в первую очередь, заключается в его природном диапазоне — в шесть октав. Его вокальный диапазон включает в себя все существующие голоса: и мужские, и женские, и детские. Самый высокий голос — дискант — присущ детям. Димаш поет и этим голосом.
Это уникальное строение голосового аппарата. А второе – во время мутации его связки не претерпели никаких изменений. Он не потерял высокий детский голос, при этом он получил мужское дыхание, мужскую силу и силу связок. Далее — уже его работа над расширением своего диапазона. Мне известны два певца, которые имеют схожие с Димашем голоса – Марселито Помой и Николо Седда. Но, на мой взгляд, что выгодно отличает Димаша от этих двух певцов – его раскованное харизматичное поведение на сцене. Он очень ярко, именно по-актерски, подает каждое свое произведение. Второе слагаемое успеха выступлений Димаша — насыщенное, яркое и полное звучание голоса, как в верхнем, так и в нижнем регистре».
Мыктыбек Нурланбеков, вокалист, лауреат и победитель международных конкурсов
«Димаш Кудайберген – очень сильная личность. Я смотрел его выступление в Бишкеке на фестивале «Мейкин Азия». Уже тогда я очень удивился такому сильному голосу у молодого парня, ему тогда было всего 18 лет.
Уникальность Димаша — сочетание невероятных природных данных и высокая работоспособность. Он вырос в музыкальной семье (мама – профессиональная певица, отец работал в музыкальном коллективе «Жибек»), и это не могло не наложить отпечаток на его будущее. Он не почивает на лаврах, а продолжает работать над собой, совершенствуя свое мастерство, ограняя алмаз своего таланта, превращая его в истинный бриллиант.
Я не буду отмечать невероятную широту его диапазона, это заметили задолго до меня. Я бы хотел отметить очень серьезное отношение Димаша к своей профессии. На всех своих выступлениях он выкладывается на сто процентов».