Как будут выглядеть новые станции метро Алматы стоимостью почти в 60 млрд тенге (ФОТО)

Корреспондент ИА «NewTimes.kz» недавно побывал на глубине 40 метров под землей и увидел, как строят одну из новых станций метро в Алматы. А теперь вы можете узнать, как они будут выглядеть и в чем их особенности.

Фото: КГП "Метрополитен"

Перед тем, как рассказать о строительстве новых станций, нам напомнили историю алматинского метро.

«Как вы знаете, строительство началось еще в советское время — в 1988 году, но в это время строительство практически не велось. Затем Союз распался, мы стали независимой страной и остались наедине с метрополитеном — строили его сами. Выделялись очень небольшие средства, в основном, только для поддержания выработки. И только при поддержке Назарбаева в 2005 году произошла перегрузка процесса, и он был форсирован. Так что, именно 2005 год можно считать отправной точкой строительства алматинского метрополитена. В декабре 2011 года 7 станций были сданы в эксплуатацию — так называемая, первая очередь. А в дальнейшем продолжили проходку в западном направлении, и оно является приоритетным», — рассказали в метро.

Начальник технического отдела службы капитального строительства метрополитена Алматы Максат Сейткулов рассказал, в чем особенность новых строящихся станций, на которые, как сообщалось ранее в СМИ, выделили примерно 57 млрд тенге.

«Подземная станция «Сары-Арка» — станция пилонного типа (находится на большой глубине). Строительство происходит в сложных горно-геологических условиях — это отличие всего алматинского метрополитена. Помимо этого, наблюдается высокая сейсмичность (вероятная интенсивность землетрясения), и при проектировании учитываются все сложности и особенности объекта, как при проведении работ, так и при его дальнейшей эксплуатации», — рассказал Максат Сейткулов.

Специалист объяснил, когда запустятся новые станции и где они будут расположены.

«Строящиеся станции «Сары-Арка» и «Достык» относятся ко второму пусковому комплексу второй очереди первой линии метрополитена, то есть сначала идет станция «Москва», затем «Сары-Арка» и «Достык». «Достык»— западнее перекрестка Абая и Момышулы, то есть по перспективному развитию проспекта Абая, между улицами Момышулы и Яссауи. Планируемая дата сдачи станций — первая половина 2021 года. Так как объект сложный, сначала достигается строительная готовность, затем будут происходить пусконаладочные работы. Настройка всех систем автоматики, вентиляции, обкатка поездов, ходовых рельсов, то есть будет проделан очень трудоемкий процесс, чтобы учесть все нюансы при дальнейшей эксплуатации», — объяснил он.

Чтобы построить новые станции, решили использовать так называемый новоавстрийский тоннельный метод, который подходит для сложных горно-геологических условий.

«Этот метод позволяет добиться высокой скорости проходки. На данный момент закончены левый и правый станционные тоннели и завершается строительство среднего станционного тоннеля.Возведение таких крупных объектов в городских условиях подразумевает выкуп участков. И так как выкуп производится у частных лиц, не все согласны с предлагаемыми суммами, и даже подают в суд. Иногда приходится в судебном порядке изымать участки, так что это занимает время, и сам процесс строительства метро затягивается и занимает больше времени. Оценкой, как и выкупом участков, занимается управление земельных отношений, а уже физическим сломом и сносом занимается наш генподрядчик. Что касается техники. Есть тоннеле проходческий комплекс немецкого производителя, есть российские проходческие щиты — КПШ, есть эскалаторы и лифты южнокорейского производства, система основной тоннельной вентиляции будет закуплена у испанского завода. Вся техника для строительства станций глубокого заложения как станция «Сары-Арка», она специфична, и у нас не производится. Так что, по этой причине и были выбраны зарубежные поставщики», — рассказал Максат Сейткулов.

Несмотря на зарубежные методы строительства и иностранную технику, возводят новые станции казахстанские рабочие.

«Рабочие — это казахстанцы. Все строили своими силами, своими руками. У нас, как и у нашего генподрядчика - АО «Алматы метро курылыс» —накоплен значительный опыт. Судите сами: первая очередь —7 станций, вторая очередь — первый пусковой комплекс — станции «Сайран» и «Москва», теперь станции «Сары-Арка» и «Достык»...Сейчас у нас 9 станций и еще 2 строятся.И все станции построены самими казахстанцами», — рассказал наш собеседник.

На будущие станции планы очень масштабные: предполагается, что пассажиропоток увеличится почти в 2 раза.

«У нас на эксплуатационной линии среднесуточный пассажиропоток — примерно 46 тыс человек в сутки. При запуске второго пускового комплекса — станций«Сары-Арка»и «Достык» — предполагается, что пассажиропоток увеличится до 86 тыс человек —практически в два раза. Это станет возможным по причине того, что новые станции охватывают спальные, одни из самых густонаселенных районов города. И это придаст дополнительную мощность всему алматинскому метрополитену», — объяснил Максат Сейткулов.

Как добавили в алматинском метро, строящаяся станция «Достык» расположена посреди большого жилого массива, так называемых «спальных районов», которым свойственна монотонная застройка, нехватка культурных учреждений, крупных общественных зданий.

«С учетом этого, важной задачей нашего проекта стало еще и создание дружественной человеку культурной среды, выполняющей также и воспитательную функцию. Для этого в нашем проекте мы следовали самым актуальным тенденциям в отделке и освещении, использовали самые современные отделочные материалы. Художественно-тематическое оформление представлено высказываниями известных писателей и политиков на темы дружбы, мира и взаимопонимания, выполненных в технике графической аппликации на отдельных панелях путевых стен», — добавили в метро.

Станция«Достык» – эскизы будущей станции

Станция «Сары-Арка» – степные мотивы

Материал подготовил Арнур Мамытбеков