27-летняя уроженка Шымкента выступит от лица казахстанской молодежи на международном саммите в Кении. Кто она?

В ноябре в столице Кении в Найроби пройдет саммит по Международной конференции по народонаселению и развитию с участием стран-членов ООН. От лица казахстанской молодежи выступит 27-летняя Камила Туякбаева. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Екатерина Мостовая побеседовала с девушкой и узнала не только ее личную историю, но еще и отношение к Году молодежи, суть выступления на предстоящем саммите и главные советы девочкам-подросткам.

Вчера, 11 октября, весь мир праздновал День девочек. ЮНФПА и «E.Quality Talks» Назарбаев Университета провели дискуссию о расширении женских прав и показали трейлер к будущему документальному фильму «Қызболсын», посвященному жизни девочек, которых родители назвали «Улболсын» («Пусть будет мальчик»). О фильме, который создают документальный режиссер Катерина Суворова и певица, активистка и спикер ЮНФПА Акмаржан Кушербаева (KALIYA), а также о том, какие важные вопросы обсуждались на встрече, мы расскажем в следующем материале. А сегодня хотим познакомить вас с девушкой, которая тоже выступала на этой встрече и покорила всех своими горящими глазами и искренностью.

Камила Туякбаева — сертифицированный тренер по вопросам репродуктивного здоровья, национальный тренер сети Y-PEER Kazakhstan, а также заместитель руководителя центра укрепления общественного здоровья Национального центра общественного здравоохранения. Сейчас Камиле — 27 лет, и уже долгих 12 лет она носит гордое звание «волонтер». А путь ее начался в самой простой школе Шымкента, учась в которой, Камила даже не могла представить, что будет представлять свою страну на серьезных саммитах и форумах за рубежом. Но уже совсем скоро девушка будет говорить от лица казахстанской молодежи на саммите в Найроби.

«Я училась в простой школе. Чтобы вы понимали, на всю школу был один микроскоп, на который нельзя было дышать, не то, что смотреть в него! Он стоял глубоко в шкафу. А за гаражами возле школы каждый день происходили драки и много разного. Это просто, чтобы дать контекст, что для меня тогда было нормой. И когда мне было 15, я не думала, что поеду в Женеву и Найроби представлять молодежь. Когда я пришла в офис Y-PEER, там висели разные плакаты, и на входе было три. На одном из них было нарисовано колесо и написано «женщина придумала колесо». На втором — «женщина развела огонь». И на третьем — «женщина открыла механизм работы ДНК». А мы даже не знаем, кто зажег первый огонь — мужчина или женщина! Но мне тогда это запало в душу, и я поняла, что могу все», — призналась Камила со сцены.

Уже после вдохновляющей встречи мы побеседовали с Камилой, которая рассказала о своем жизненном пути.

«Меня зовут Камила Туякбаева, я – волонтер и тренер сети Y-PEER Kazakhstan. Эта сеть была инициирована Фондом ООН в области народонаселения. Я начала волонтерить в 15 лет, сейчас мне 27, и я занимаюсь этим уже 12 лет. Также я работаю в Национальном центре общественного здравоохранения. Когда я заканчивала школу, пришло время выбирать, куда я пойду. И мое волонтерство сыграло ключевую роль, сейчас я занимаюсь этим вопросом уже профессионально. Родилась и выросла в Шымкенте, в очень простой школе училась, как я уже рассказывала. Наверное, я оказалась в нужное время в нужном месте. Потому что нормой в моем сообществе были совершенно другие вещи. Я не скажу, что это были пьянки, гулянки и беременные девочки каждый день. Но было нормой считать, что все куплено, что ты не можешь ничего изменить, что жизнь у тебя будет такая, как у всех вокруг. И когда я попала в Y-PEER, увидела ребят с горящим глазами, которые что-то еще делают. Которым не все равно. Они шли и поднимали фантики на улице за чужими людьми. Так началась моя волонтерская деятельность. Года два примерно я поволонтерила, и меня избрали координатором страновым. Сейчас сети в Казахстане уже 15 лет. У нас уже открыто 10 ресурсных центров и волонтеры практически в каждой области есть», — делится достижениями Камила.

При этом у нее есть четкое представление о том, как формируется подобная норма в обществе, о которой она говорит.

«В общественном здравоохранении есть понятие «социального научения». То, что делают люди вокруг тебя, оно кажется нормальным. Человек — существо социальное, хочет, чтобы его любили и принимали, хочет быть частью какой-то общины. И когда в обществе нормально воровать, то для растущего ребенка это тоже будет нормой. Общество, в котором крутится ребенок, какие медиа он читает, какую литературу, на чей инстаграм он подписан — в зависимости от того, в каком информационном вакууме они живут, они строят для себя эту норму. Родители играют большую роль. Мне родители никогда не говорили: «Женщина должна быть на ступень ниже мужчины». Мне, наверное, очень повезло. У меня родители — журналисты. Была риторика — я должна сама решать, было много пространства, чтобы я сама принимала решения. Долгое время у нас были разногласия в вопросе, например, прав ЛГБТ-сообщества. Со временем уже я перестроила мамино восприятие по поводу того, что ненормально, например, отпускать шутки в сторону геев», — вспоминает Камила.

В ноябре этого года ЮНФПА, правительства Кении и Дании созывают саммит в Найроби, посвященный 25-летию МКНР — Международной конференции по народонаселению и развитию. И Камила станет голосом молодых казахстанцев на этом саммите.

«В Найроби меня номинировал ЮНФПА, чтобы представлять молодежь. Мне как раз два года осталось еще в качестве молодежи (смеется). И мы говорим постоянно, что голос молодежи очень важен, что их нужно допускать к принятию решений, но мало механизмов для реализации этих идей. Я уже представляла молодежь в Женеве на Региональном форуме по устойчивому развитию этой весной. И в этот раз я поеду в числе казахстанской делегации представлять молодежь и говорить, какие еще обещания остались невыполненными в Казахстане. До сих пор бытуют стереотипы, что девочек в Казахстане не притесняют, все хорошо. Но когда девочек называют Улболсын? Когда считается нормальным изнасиловать, воровать девушек? Нам еще долго до момента, когда мы сможем сказать, что женские права не нарушаются. Причем сейчас вопрос равенства не упирается даже у нас в равенство возможностей, речь идет просто о безопасности женщин. Женщины начинают просто бояться выходить из дома поздно, ездить в поездах, носят баллончики с собой. Об этом всем мы тоже будем говорить», — кратко пояснила Камила.

Учитывая то, что в Казахстане продолжается Год молодежи, мы попросили Камилу отметить плюс и минус работы государства с молодым поколением.

«Хорошее – то, что разговоры начались на уровне государственной политики. Чиновники многие сами не очень молодые, кажется, что все забывают, что такое — быть подростком. Но я вижу усилия, направленные на эту работу. Например, были открыты молодежные центры здоровья по всему Казахстану — 117 штук. И очень мало людей о них знают. А они дают бесплатную помощь казахстанцам от 11 до 29 лет. А главная недоработка — неверное «закладывание» бюджета. Бюджет фиксирован и заранее определен. И то, что выделялось на проекты в рамках Года молодежи на 2019 год, было решено гораздо раньше. Ну, это особенности бюрократической системы», — считает Камила.

 

В статье: