Журналистка из Астаны Зарина Ахметжанова думала, как можно помочь бездомным котикам столицы, и ей пришла в голову отличная идея — подарить животным собственное жилье. Она рассказала корреспонденту ИА «NewTimes.kz», как она пришла к этому, что пишут незнакомые люди по этому поводу и как можно улучшить ситуацию с положением животных в Казахстане.
Зарина Ахметжанова работает на канале Хабар в отделе аналитических программ, а в свободное время она — кошачий супергерой.
«Я очень люблю животных, ну просто очень! И когда я вышла замуж, мы с мужем решили взять кота. Он хотел взять породистого, а я настояла на том, чтобы взять из приюта. Это был наш первый опыт. Я выбирала такого кота, у которого было меньше всего шансов на то, что его заберут. Мы взяли больного кота, побитого, худого, блохастого. Мы его выкормили, и сейчас он большой и пузатый (смеется). А потом муж заразился от меня всей этой благотворительностью! Нашел на мусорке котенка, принес его домой и говорит: «Вот, давай будем выхаживать». А котенок маленький совсем, слепой еще! Так я с коробкой с котенком внутри каждый день на работу ходила, на съемки ездила. Я написала письмо, чтобы мне дали для него пропуск в Казмедиацентре, и на него выписали пропуск! Все мои коллеги знали, что у нас там котенок. Но суть в том, что сначала я думала: выкормлю его и передам в приют, например. А приюты все переполнены!» — рассказывает Зарина.
Девушку возмущает, что у животных нет никаких прав в Казахстане.
«Так получилось, что я снимала документальный фильм про уличных животных и погрузилась в эту тему. Выяснилось, что в Казахстане у животных по закону нет прав. Животные — просто субъекты правовых отношений. У кота, телефона и ботинок одинаковое положение — бесправное имущество человека. Меня это задело. В Германии у животных права прописаны в конституции, в Украине прописаны правы животных, а у нас почему-то нет», — сетует Зарина.
Любовь к животным, негодование из-за их положения, «знакомство» с состоянием питомников — все это вдохновило девушку на создание зимних домиков.
«Я поехала в госпитомник, изолятор временного содержания, так называемый. Огромная территория, но для кошек там мест нет. И этот питомник переполнен. Я поняла, что нужно искать альтернативу. И я решила привлечь внимание. Это не совсем альтернатива, но эти домики должны пробудить в человеке добрые чувства. Он проходит мимо, а там табличка «здесь живет ваш маленький сосед». Он будет проходить мимо, а на десятый день, возможно, покормит. Акимату понравилась идея, но было условие: ставить домики там, где есть уже прикормленные кошки. Возможно, поначалу люди будут раздражаться, что там ходят бездомные кошки, а потом, думаю, все равно привыкнут и поймут, что им тоже нужна помощь. Акимат переговорил с КСК города в общем чате и нашел лояльные точки с условием наличия камер. Всего я заказала пока 10 домиков, ставить должны были еще в начале ноября. Я нашла плотника, мы встретились в магазине, выбрали материал, а потом я дала ему аванс, и он пропал. Пришлось мне снова искать, и мне посоветовали обратиться в мастерскую Эмина Аскерова, где работают люди с особенными потребностями. Основную часть я сама оплачиваю, а часть денег мне скинули добровольцы. Всего мне нужно было 150 тыс тенге, 50 тыс — пожертвования, остальное — я сама оплатила», — рассказывает она.
Зарина поделилась и тем, как на это реагируют люди и что бы она сделала для улучшения жизни животных в Казахстане.
«Окружающие реагируют неоднозначно. Большинство поддерживают, некоторые удивляются, что я трачу на это, а другой процент людей негативно отнесся. Писали в Facebook, мол, если есть лишние деньги — строй дома для людей, помогай бездомным. Я понимаю, что когда ты в состоянии выживания, кошечки и собачки отходят на второй план. Благосостояние общества не позволяет думать о ком-то: люди озабочены своим проживанием. А еще говорят: «Ой, бұл мал ғой». Это же всего лишь животные. Но когда-то ситуация, надеюсь, изменится. Что я бы сделала, будь у меня возможность решать? Ввела бы 4 инновации: обязательная кастрация/стерилизация, чипирование и ужесточение закона о правах животных, а также открытие государственных ветклиник», — подытожила Зарина.