«Иначе мы будем айфонами гвозди забивать». Улучшит ли повышение зарплат эффективность госаппарата РК?

Повысить зарплаты госслужащим и сократить их штат предложил экономист Олжас Худайбергенов. ИА «NewTimes.kz» опросил экспертов, как они оценивают подобные меры для улучшения госаппарата.

Фото: NewTimes.kz

В интервью Антикоррупционной службе РК экономист Олжас Худайбергенов заявил, что в работе госаапарата видит две проблемы — раздутый штат и низкие зарплаты.

«Первая сторона — это то, что число чиновников превышает необходимые показатели. Скажем, если в 2011 году численность госслужащих была 65 тысяч человек, сейчас где-то 98 тысяч. За 9 лет она выросла примерно на 50%. Вторая сторона проблемы — это оплата труда. Всегда есть вопрос о том, что первично — честность госслужащего или его зарплата? Если сейчас сказать, давайте поднимем госслужащим зарплату, то большинство населения отреагирует негативно: «Им поднимут зарплату, а они все равно не будут честными, это будет лишь дополнительный расход, а ситуация не поменяется». С другой стороны, если этого не сделать, мы сами будем подталкивать госслужащих», сказал Олжас Хуйдабергенов.

Он предложил обновить госаппарат и изменить систему оплаты труда. Экономист привел в пример нынешние зарплаты госслужащих: в столице в госорганах средняя зарплата — 100-150 тысяч. А доля тех, кто получает 200-500 тысяч, крайне мала.

«Политические госслужащие, естественно, должны получать, я считаю, в пять раз больше. Но при этом в обмен на это повышение должно быть резкое ужесточение: борьба с коррупцией, в том числе проверки их активов здесь, за рубежом. У нас есть кейсы о том, что человек вроде бы коррупционер, его осудили, убрали, а потом раз — он появился на другой должности. Это должно уйти. Либо есть случаи, когда кажется, что человек остается безнаказанным. Вроде бы все понимают, что он коррупционер, но он продолжает сидеть на должности. Пока такие действия будут сохраняться, естественно, у населения не будет понимания. Как только ситуация начнет меняться, там будет очень много позитива», — считает внештатный советник президента страны.

По итогам заседания коллегии Агентства по делам государственной службы по итогам работы за 2019 год заместитель руководителя Администрации президента РК Малик Мурзалин заявил о необходимости внедрения новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы с учетом повышения эффективности работы госслужащих, улучшения качества оказания государственных услуг и имиджа государственной службы.

«Общество ждет справедливую и соответствующую запросам граждан новую модель государственного управления. Сегодня все госорганы должны кардинально менять работу, снижать бюрократию и оптимизировать свои бизнес-процессы как внутри госоргана, так и между собой», — сказал Малик Мурзалин.

Социолог Камила Ковязина считает, что, несмотря на неоднократные попытки сократить госаппарат, количество госслужащих не снижается и даже немного выросло.

«Государственная служба выглядит настолько непрестижной, что в случае выбора человек предпочтет работу в частной сфере или квазигоссекторе. В итоге кадровое обновление происходит за счет людей с более низкой квалификацией и конкурентоспособностью, особенно в регионах.  Это приводит к тому, что государственный аппарат становится все менее эффективным. Распространена практика, когда часть функций госоргана передается в квазигоссектор, так как госслужащие не обладают достаточными навыками или знаниями», — полагает Камила Ковязина.

Предложение повысить зарплаты госслужащим — это попытка сделать госслужбу привлекательнее. Однако это ненамного повысит престиж государственной службы и несильно повлияет на ее эффективность, считает эксперт.

«Потому что есть и другие факторы. Как, например, происходит управление процессами на госслужбе? В ручном режиме, к сожалению. Уже много лет госорганы пытаются провести функциональный анализ, чтобы понять, у кого какой объем функций и какие из них вообще должны осуществляться государством, а какие можно перевести в частный сектор. Выясняется, что у каждой единицы свой перечень функций (даже у аналогичных они не совпадают), у них нет четкого регламента, сроков», — говорит социолог.

Камила Ковязина полагает, что остается актуальной «проблема поручений». Это когда, к примеру, проходит заседание руководства того или иного госоргана и поручения оттуда «падают» в течение дня до исполнителей. И последним приходится оставаться на работе до поздна.

«Еще один вопрос – как используется автоматизация и информатизация в госорганах. Есть системы документооборота, где можно электронно и прислать, и поставить визу, но многие начальники предпочитают делать бумажный дубликат. Некоторые не любят читать с экрана, поэтому, чтобы они завизировали, надо занести им распечатанный вариант. Поэтому, я считаю, одновременно с кадровым вопросом крайне важно решить вопрос бизнес-процессов на госслужбе. Иначе мы будем айфонами гвозди забивать», – добавила эксперт.

Эксперт ИМЭП Сабина Садиева в беседе с ИА «NewTimes.kz» заявила, что в стране нет упорядоченных регламентов и четко выстроенных процессов работы госслужащих, чтобы на их основе делать выверенную оценку госаппарата.

«Я лично считаю, что сейчас вообще невозможно дать какую-то объективную оценку как по избытку, так и по недостатку количества государственных служащих. Реальная картина такова, что где-то не хватает сотрудников, а где-то есть избыток. Я участвовала в нескольких попытках провести оценку кадрового обеспечения госорганов, применялись различные подходы: хронометраж рабочего дня, пошаговая реконструкция процессов и операций, интервьюирование. Все это очень приблизительные оценки, потому что нет четкого описания бизнес-процессов госсектора», — считает Сабина Садиева.

Эксперт полагает, что реинжиниринг бизнес-процессов успешно применяется сейчас только в сфере оказания государственных услуг.

Год назад был завершен пилотный эксперимент по внедрению новой оплаты труда госслужащих. Несколько госорганов провели оптимизацию штата и за счет этой меры повысили оплату труда своих сотрудников. Результаты этого эксперимента неоднозначные, считает Сабина Садиева.

«Во-первых, в центральных государственных органах такая оптимизация происходила проще, чем в акиматах. Причина — большее количество штатных единиц, вакансий, а также перераспределение нагрузки на территориальные подразделения и подведомственные организации. Во-вторых, было повышение производительности труда госслужащих, их мотивация, но не такие масштабные, как предполагалось. Все же производительность труда людей в системе госслужбы зависит от многих факторов: управленческий, уровень компетенции и так далее», — говорит Сабина Садиева.

Она считает, что зарплату госслужащим нужно поднимать. Однако нужно еще и вводить реальные механизмы оценки кадров, повышать производительность, сокращать непродуктивную нагрузку, снять избыток подконтрольных поручений, а также улучшить управленческие практики.