19 марта 2019 года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сложил свои полномочия, передав бразды правления главе парламента Касым-Жомарту Токаеву. Уже 20 марта он принес присягу народу Казахстана и стал главой государства.
И если первый год президентства Токаева многие называли «бегом с препятствиями», то 2020-й стал настоящим «марафоном» бед. Президенту пришлось противостоять пандемии и ее последствиям, решать множество социальных проблем и полностью менять стиль госуправления в стране. О том, какими выдались эти два года для главы государства, читайте в материале ИА «NewTimes.kz».
Первый президентский год Токаева выдался непростым. Все системные проблемы, накопившиеся за последние 30 лет, проявили себя в полной мере и требовали оперативных решений.
Так, один за другим страну сотрясали человеческие трагедии, социальные недовольства и громкие скандалы. Вспомнить хотя бы протестную весну 2019 года. Тогда митинговали многодетные матери, жители Арыси, оппозиционная молодежь. И все это в условиях транзита власти.
В ответ на это Токаев поручил сформировать Национальный совет общественного доверия, в который вошли известные общественные деятели, экономисты, политологи, журналисты и другие эксперты. Именно на заседаниях НСОД президент рассказывал о ключевых политических реформах и инициировал многие законопроекты.
Всего через 15 дней после победы Токаева на выборах прогремели первые взрывы в Арыси. В городе горели склады воинской части, разрушались дома, и была объявлена эвакуация. Президент незамедлительно выехал на место происшествия, чтобы ознакомиться с работой по ликвидации ЧП.
Он встретился с эвакуированными жителями, попытался успокоить их, оценил ущерб, пообщался с медиками и понаблюдал за местными чиновниками — сделал все то, что должен делать президент в аналогичной ситуации.
Непростым выдался и конец 2019 года. Тогда произошла еще одна страшная трагедия — самолет авиакомпании Bek Air потерял высоту и пробил бетонное ограждение. В катастрофе погибло 13 человек.
Это стало очередной проверкой для главы государства. Президент не стал тянуть с соболезнованиями, а потом объявил проведение национального траура. Уже в день трагедии Токаев собрал чиновников, раздал им поручения и потребовал проверить все авиакомпании.
Говорят, как начинаешь год, так он и проходит. И для Казахстана с 2020-м все было ясно с самого начала. Уже в феврале сразу в нескольких населенных пунктах Кордайского района произошли стычки и групповые драки между представителями разных этнических групп. В беспорядках участвовало около тысячи человек. В результате трагических событий погибло 10 человек.
Президент поручал классические вещи: пострадавшим помочь, семьи погибших поддержать, виновных найти, провокаторов наказать. Потом полетели головы чиновников, генпрокурор докладывал о развитии ситуации.
В итоге Касым-Жомарт Токаев отправился в Кордай. Он встречался с чиновниками, сельчанами, представителями дунганской диаспоры.
Тут хочется отметить, что концепция «слышащего государства» полностью оправдала себя именно при втором президенте страны. Это заметно даже по активности главы государства в соцсетях. Ведь любые важные события, принятые законопроекты, трагедии или победы президент комментирует в своем Twitter.
А на многие социальные проблемы граждан Токаев отвечал незамедлительными мерами поддержки: выезжал на место событий, объявлял национальный траур или режим ЧП, прислушивался к общественному настроению.
Многие эксперты к концу первого года президентства подчеркивали, что Касым-Жомарту Токаеву удалось добиться доверия казахстанцев и полностью изменить стиль государственного управления в стране.
«Концепция «слышащего государства» актуальна не только у нас, она актуальна во всем мире в условиях скопившихся проблем, но в Казахстане это сейчас как никогда актуально. Она очень позитивно воспринята и попала в точку. Государство всегда должно выполнять волю народа, и в этом плане «слышащее государство» выполняет роль диалогового моста. Доверие граждан к власти однозначно увеличилось. Сейчас принятие решений проходит оперативно. Я вижу, что президент Токаев постоянно следит за тем, что делают его подчиненные, что происходит в стране, это очень важно. Сейчас власть понимает, что обратная связь необходима», — подчеркивал политолог Марат Башимов.
А вот как подводил итоги первого года экономист Олжас Худайбергенов:
«Как-то я писал в прошлом году, что первый срок нашего президента будет похож на бег с препятствиями, как видим, этот прогноз реализуется во всем разнообразии. Думается, интенсивность событий будет лишь нарастать и лишь реформы придадут осмысленность происходящему. В общем, впереди будет много интересного и, дай бог, хорошего для страны!»
Увы, середина 2020 года выдалась тяжелой не только для казахстанцев, но и всего человечества. После того как COVID-19 приобрел статус пандемии, подсчитывать начали не экономические убытки, а количество больных и умерших от вируса.
К счастью, Казахстан не стал тянуть с закрытием границ и карантинными мерами. Уже в середине марта Токаев объявил в стране режим ЧП, подписал указ «О стабилизации социально-экономической обстановки», озвучил меры поддержки казахстанцев в такие непростые времена.
Помимо мер поддержки предпринимателей и обеспечения городов продуктами и лекарствами, президент пообещал еще и премировать врачей, которые неустанно борются за здоровье пациентов, зараженных коронавирусом.
В течение нескольких месяцев глава государства чуть ли не каждый день озвучивал новые меры поддержки казахстанцев в эти нелегкие времена. К примеру, пообещал выделить 300 млрд тенге, чтобы создать новые рабочие места и использовать местное производство. А всем гражданам, оставшимся без дохода, выплатили социальную выплату 42 500 тенге. За выплатой соцпособия обратилось 2,4 млн казахстанцев.
Весь прошедший год министры и акимы ходили с докладами в Акорду и получали новые поручения. А иногда и строгие выговоры.
«Чиновники, ответственные за борьбу с болезнью, дают негативную информацию и вводят людей в заблуждение. Это самое худшее. Акимы и министры перестали налаживать связь с населением. На жалобы не реагируют. Вот почему большая часть населения не знает, куда идти», — критиковал руководителей президент.
За упущения в работе Касым-Жомарт Токаев объявил выговоры своим подчиненным. К примеру, акиму Шымкента, Актюбинской и Павлодарской областей, руководителю межведомственной комиссии Ералы Тугжанову. Досталось и руководителям скандальных ФОМС и «СК-Фармация», по деятельности которых Токаев поручил провести расследование.
В общем, смелые решения и оперативные действия президента во время первой волны пандемии помогли гражданам пережить этот непростой период. Хотя сам признает: «Система здравоохранения оказалась не готова дать отпор коронавирусной инфекции». И обещает, что страна обязательно извлечет из этого урок.
Уже сейчас можно сказать, что казахстанцы потихоньку оправляются от последствий пандемии: смягчается карантин, завершается «дистанционка», вновь открывается малый и средний бизнес. В 2021 году удалось провести и очередные парламентские выборы, на которых правящая партия Nur Otan сохранила свой доминирующий статус в мажилисе.
Это стало очередной победой для нашего президента.
О том, каким выдастся оставшийся 2021 год для главы государства и граждан, говорить пока рано. Но, как подчеркивает Касым-Жомарт Токаев, «главное — не унывать».