Почему Токаев попросил не сажать в тюрьму некоторых госслужащих, обвиненных в хищениях?

Разговоры о том, что при антикоррупционных расследованиях следует четко разделять хищения с умыслом и банальные технические ошибки, ходят давно. Именно об этом и сказал президент Касым-Жомарт Токаев на совещании по вопросам выборов сельских акимов, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото пресс-службы Акорды

Как оказалось, не все казахстанцы поняли, о чем говорил тогда глава государства. А после его речи в сети активизировались хейтеры, представляя свои варианты речи.

Но давайте разберемся. Вот прямая цитата Касым-Жомарта Токаева:

«Как я уже говорил, если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счет взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат. В орбиту уголовного преследования должны вовлекаться чиновники, которые намеренно пошли на совершение коррупционных преступлений».

В свою очередь, редакция «NewТimes.kz» решила обратиться за разъяснениями к политологу, чтобы выяснить, что все-таки имел в виду президент.

«Во-первых, думаю, здесь есть ошибка спичрайтеров, которые неточно сформулировали эти вещи. Во-вторых, из-за этого и идет неправильная интерпретация», — считает политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев.

На самом деле это наболевшая проблема, которая давно обсуждается, продолжил он. Но на уровне главы государства она озвучена впервые.

«Смысл месседжа в том, что очень часто за ошибки в документации и организации каких-либо конкурсов по госзакупкам, тендеров люди могут получить реальный срок, как и те, кто причастен к умышленным хищениям. Сегодня борьба с коррупцией приобрела тотальный характер, но нельзя всех грести под одну гребенку», — считает эксперт.

Виновность человека должно доказывать следствие. По сути, здесь глава государства обозначил подход для расследования таких фактов, добавил Сельтеев.

Но почему президент озвучил именно это на совещании по выборности сельских акимов?

«Потому что сейчас самый главный риск заключается в том, что на должность акимов в будущем могут прийти люди, которые никогда ранее не работали на госслужбе и не имели дела с бюджетом и налогами. Это могут быть общественники, бизнесмены и т. д. Соответственно, могут возникнуть различные процедурные ошибки. И здесь уже появляется риск, что антикор начнет свирепствовать. А слова президента — это сигнал, что важен разумный подход», — пояснил политолог.

Вообще, случаи именно технических ошибок в документах, по его словам, характерны на районном уровне. Потому что на областном уровне чаще всего имеют место реальные хищения и сговоры.

Сегодня антикоррупционная борьба в Казахстане имеет и другую сторону, продолжил он, это когда чиновники боятся принимать оперативные решения и подписывать документы. Вот эту скованность и нужно преодолеть, считает эксперт. Но это станет возможным только тогда, когда госслужащие поймут, что не будет тотальных обвинений и расследований.

Между тем, по мнению известного юриста Марата Башимова, ключевым словом, на которое указывает глава государства, является «намеренно», то есть преступление, совершенное с прямым умыслом. В современном мире коррупция затрагивает общество и экономику всех стран независимо от уровня их экономического развития.

«Президент неоднократно и неустанно на открытых площадках заявлял о необходимости искоренения причин и условий, порождающих коррупцию, так как она является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности, препятствует устойчивому развитию любого государства», — напомнил он.

По словам эксперта, коррупционные преступления объединяют следующие признаки: умышленная форма вины, специальный субъект — физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства, связь деяния со служебным положением субъекта, корыстный мотив — корыстная заинтересованность, то есть стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера либо стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера.

«Поэтому к тем, кто намеренно совершает коррупционные преступления, должен применяться принцип неотвратимости наказания, а для тех, кто не имел такового, — нет», — пояснил Башимов.

Кроме того, по его словам, президент на совещании по борьбе с коррупцией четко указывал:

«Сегодня настал момент для объединения усилий государства и граждан. Коррупция — это глубоко социальная болезнь. Победить мы ее сможем только общими усилиями. Нужны новые формы общественного контроля и максимальная прозрачность управленческих решений. Для формирования в обществе нулевой терпимости к коррупции должна постоянно проводиться целенаправленная идеологическая работа».