Петиции, отзыв депутатов, самовыдвиженцы: На что смогут влиять казахстанцы с 2023 года

Появятся ли в Казахстане в 2023-м году новые инструменты для влияния обычных граждан на принятие политических решений? Обретет ли новую силу общественный контроль? Ответы на эти вопросы — в материале ИА «NewTimes.kz».

Фото: pixabay

Сила петиций

Петиции, как инструмент для выражения своего мнения, очень популярен в Казахстане. Теперь коллективные обращения в госорганы можно будет подать официально. В начале декабря парламент одобрил соответствующий законопроект. Его название — «Об общественном контроле» — говорит само за себя. Для подачи коллективных обращений запустят специальный сайт «Е-петиция».

«В течение 20 рабочих дней со дня подачи петиции к ней должно присоединиться не менее 150 граждан страны. Такая практика применяется в ряде стран, где создан институт петиции: США, Узбекистан и другие», — уточнил ранее министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали.

Чтобы петицию обязательно рассмотрели, нужно преодолеть определенный порог. Речь не о психологическом пороге, а о точных цифрах. Правила для подачи обращения следующие:

  • районный уровень — акиматы — с населением более 50 тыс человек — 2,5 тыс голосов, для остальных — не менее 5% от численности населения;
  • районный уровень — маслихаты — 5 тыс голосов, если население превышает 50 тыс, для остальных — не менее 10% от численности населения;
  • областной уровень — акиматы — 1% голосов жителей соответствующей административно-территориальной единицы;
  • областной уровень — маслихаты — не менее 2% населения соответствующей административно-территориальной единицы;
  • республиканский уровень — правительство — не менее 50 тыс голосов.

Но как быть казахстанцам в регионах, где интернет, мягко говоря, далек от желаемого качества? В таких случаях жители смогут подписать петицию с помощью электронной цифровой подписи в отделениях Казпочты, ЦОНах или акиматах, пообещали в Мининформации. При рассмотрении петиции госорган должен организовать публичное обсуждение обращения, создать отдельную комиссию и рабочую группу.

Пока же казахстанцы продолжают активно размещать петиции на разных платформах. Они требуют ужесточить наказание для педофилов и насильников и отменить им досрочное освобождение из мест лишения свободы, выступают за отмену обязательной воинской службы в Казахстане, просят остановить рейдеров, провести реконструкцию и модернизацию Экибастузской ТЭЦ и др. Также казахстанцы требуют запретить продажу вредных для детской психики игрушек и игр, запретить Хэллоуин в учебных заведениях, снизить тарифы на услуги мобильной связи и т. д.

Есть также петиция с требованием отправить служить в армию Мади Ахметова (самый молодой мажилисмен, предложивший установить памятник Назарбаеву — прим. ред.).

Удачный пример

Популярность петиций в Казахстане можно объяснить просто — это возможность достучаться до властей тогда, когда письма и официальные обращения в акиматы и министерства не работают. Тем более что успешные кейсы есть. Один из них — запущенная в 2018 году петиция в защиту Кок Жайляу. В ней казахстанцы выступили против предложенного акиматом проекта по строительству горнолыжного курорта в живописном урочище.

Экологи и неравнодушные жители Алматы возмутились тем, что для возведения объектов курорта и дороги планируют срубить яблони, и заявили, что стройка приведет к деградации горной экосистемы ущелья, а редкие и исчезающие виды животных окажутся под угрозой. Петицию в защиту Кок Жайляу подписали тысячи казахстанцев. Обсуждения не стихали несколько месяцев и вылились в социальные сети, СМИ. Градус резонанса громкой истории был высоким. Чем она закончилась, мы знаем.

В 2019 году Касым-Жомарт Токаев запретил строить курорт на территории урочища Кок Жайляу, а заодно поручил властям Алматы вернуть незаконно выданные земли нацпарка. В этом году ущелье вернули в Иле-Алатауский государственный нацпарк. На этом разговоры о планах построить горнолыжный курорт на Кок Жайляу — урочище с уникальным ландшафтом и завораживающей природной красотой — сошли на нет.

К слову, с учетом поправок понятие «петиция» появится в административном процедурно-процессуальном кодексе. На официальном языке это коллективное сообщение, отклик или предложение в госорган, к примеру, в министерство или местный исполнительный орган — акимат. 

Конституционный суд

С 1 января 2023 года в Казахстане начнет действовать конституционный суд. Он заменит существовавший прежде конституционный совет и будет наделен рядом полномочий: конституционный суд будет рассматривать обращения граждан, которые считают, что какие-то нормативно-правовые акты, а это законы, инструкции, правила, нарушают их права. То есть конституционный суд должен дать возможность гражданам оспаривать законы и решения, не соответствующие конституционному праву.

С вопросом о том, что это даст обычным казахстанцам, редакция обратилась за комментариями к юристу, директору экспертного института европейского права и прав человека Марату Башимову.

«Конституционный суд — это важнейший механизм правовой защиты, который стоит на страже охраны соблюдения Конституции, защите прав человека. Самое главное — он призван дисциплинировать систему, всю работу государственных механизмов, всех ветвей власти по одной простой причине — их работа должна соответствовать Конституции. Условно говоря, он должен сказать депутатам парламента: «Престаньте издавать такие законы, которые противоречат основному закону страны». Любой гражданин может обратиться напрямую в конституционный суд. Могут быть обжалованы постановления верховного суда, все нормативно-правовые акты Республики Казахстан. Это огромнейший шаг вперед, который коренным образом поможет изменить систему правосудия. Сегодня в обществе высок запрос на справедливость. Я говорю это не только как юрист, но и историк. В нашей стране скопилось очень много проблемных вопросов — богатая страна и нищее население. Это несправедливо», — отметил Марат Башимов.

В состав конституционного суда войдут 11 судей, включая председателя и его заместителя. Четырех судей будет назначать президент, шестерых — парламент. Председателем конституционного суда назначили Эльвиру Азимову. Указ об этом подписал президент Казахстана.

В социальных сетях юрист Джохар Утебеков поинтересовался у Эльвиры Азимовой, как подавать электронные обращения — через egov или сайт eotinish.kz.

«На вашем сайте до сих пор нет пояснений, как делать это в электронном виде. Есть много и других вопросов о форме и содержании обращения в конституционный совет. С учетом отсутствия у нас опыта конституционного судопроизводства они непонятны даже юристам. Поэтому предлагаю вам выложить на сайте простую памятку для граждан, какие обращения вы рассматриваете и как их подавать», — написал он на своей странице в Facebook.

Пока ответы на эти вопросы не прозвучали.

О том, что решения конституционного суда обязательны для исполнения всеми госорганами, они являются окончательными и никто их не может пересмотреть, заявлял ранее спикер сената Маулен Ашимбаев.

Лишение депутатского мандата

Один из ряда пунктов конституционных реформ — поправки, определяющие отзыв мандатов депутатов. Они дают право казахстанцам проголосовать за лишение мандата депутата мажилиса, которого избрали по одномандатному территориальному избирательному округу.

Инициировать такую инициативу избиратели могут, если посчитают, что народный избранник утратил их доверие и не выполнил предвыборные обещания. Для этого 30% избирателей должны поставить свои подписи. В этом случае избирательная комиссия определяет дату выборов. Если больше половины избирателей проголосует за отзыв депутатского мандата, тогда это произойдет.

«Если депутат не будет работать должным образом, жители могут инициировать его отзыв. Теперь депутаты будут работать эффективно, — считает Марат Башимов. — Мне также импонирует тот факт, что акимы стали политически нейтральными. Раньше же они были секретарями партийных организаций и критика не могла на них распространяться. Мы видели, что ряд акимов был подвержен коррупции, соответственно, противодействие коррупции пропадало».

Напомним, выборы в мажилис пройдут во второй половине 2023 года. 69 депутатов изберут по партийным спискам, а другие 29 депутатских кресел займут те, кто одержит победу в голосовании в одномандатных округах.

«Мне понравилась инициатива о том, что теперь появилась возможность баллотироваться в депутаты парламента и маслихата не только от политических партий. Допустим, у человека есть своя личная программа, он не хочет состоять в партии, и теперь он может принять участие в выборах. Это большая возможность для людей. Нам нужно уменьшать дискриминативные нормы, существовавшие прежде, и повышать возможность доступа к выборам для простых людей, желающих участвовать в политических процессах», — отметил Бекнур Кисиков.

К слову, порог прохождения политических партий в мажилис снизили до 5%, раньше он составлял 7%.

«В результате этих изменений в парламент допустят больше партий и для них появится больше возможностей. Думаю, что будут появляться другие политические партии и не нужно будет для этого ждать годами», — сказал Бекнур Кисиков.