Эксперт: «Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство» – основа устойчивости и успешности страны

В рамках реализации конституционной реформы в Казахстане была значительно упрощена процедура регистрации политических партий. В частности, регистрационный порог снижен в четыре раза, с 20 до 5 тысяч членов. С 600 до 200 человек сократилась минимальная численность региональных представительств партий. В результате этих и других системных мер в нашей стране впервые за долгое время зарегистрировано несколько новых политических партий, резюмировал Касым-Жомарт Токаев. С момента проведения внеочередных выборов в Мажилис и маслихаты прошел почти год. Что изменилось в избирательной системе РК? Как трансформация отрасли отразилась на развитии Казахстана? Эти и другие вопросы детально обсудили с экспертом узбекского Научно-исследовательского центра «Билим карвони» Закиром Усмановым.

Политолог

— Закир Каримович, анонсируя внеочередные выборы в мажилис и маслихаты больше года назад, Президент Казахстана отметил, что их проведение продиктовано логикой конституционной реформы, которую граждане поддержали на общенациональном референдуме. О чем, на ваш взгляд, свидетельствует новый этап трансформации страны?

— Новый этап трансформации Казахстана, который проводит Президент, отражает суть происходящих изменений в сфере политики и является одним из важных условий социально-экономического развития страны, ее прогресса, должен отражать интересы всех слоев и групп населения, представлять их на всех уровнях ветвей власти. Выборы, которые проходили в Казахстане, отражают суть политических реформ, конституционной реформы, общенационального референдума. Они показали, чтои поддерживаются казахстанцами, и это самое главное. И реформы, которые происходят в сфере избирательной политики, придают им устойчивость и динамику, а также в разы повышают эффективность проводимых преобразований.

— В Казахстане весьма заметно упростили процедуру регистрации политических партий. По вашему мнению, насколько это важный момент при проведении выборов?

— То, что радикально проведены изменения регистрации политических партий, стоит отметить особо. Это тоже показывает, что реформы настроены на реальную трансформацию, повышение ее эффективности. Снижение порогов для регистрации партий демонстрирует то, что руководство вашей страны, Президент Касым-Жомарт Токаев нацелен на серьезные преобразования, обеспечение долгосрочного устойчивого развития республики, которая охватывает и учитывает мнение представителей всех политических партий, их взглядов, мыслей. И, опять же, это прямо влияет на повышение уровня доверия граждан к политической системе, отражается на вовлеченности населения в процесс реформирования.

— 70 процентов депутатов мажилиса избирались по партийным спискам, 30 процентов — по одномандатным округам. Выборы в маслихаты областей и городов республиканского значения прошли по смешанной избирательной системе, а за депутатов районов и городов областного значения казахстанцы голосовали по одномандатным округам. Что вы думаете о новой казахстанской модели формирования мажилиса и маслихатов?

— Это показатель того, что Казахстан переходит на признанные международные стандарты. Такая система применяется в США, Великобритании, Канаде и других развитых странах, что показывает серьезность намерений руководства РК во главе с Касым-Жомартом Токаевым в этой сфере. На примере развитых стран мы можем наблюдать, насколько они эффективны и высокоразвиты. Казахстан тоже ставит высокую планку, это даст свои результаты, в этом можно не сомневаться, и в разы повысит возможности населения вашей страны для того, чтобы их мнение было услышано государством. Они могут вносить предложения, озвучивать интересы, принимать участие в процессе управления республикой, и это могут делать представители разных слоев населения. Считаю, что это один из важных элементов развития любой страны.

— Впервые за годы независимости у кандидатов и политических партий было больше полугода на подготовку к избирательной кампании. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.

— То, что политическим партиям, кандидатам было предоставлено очень много времени — больше полугода на подготовку, это важный элемент проводимых реформ и трансформации показывает, что преобразования непоказательные, они не проводятся для каких-то отчетов, а отражают реальность, то, что государство хочет слышать мнение граждан, чтобы люди могли влиять на проводимые реформы, только так страна может обеспечить устойчивость, прогресс, развитие и выполнение стоящих перед ней задач. И то, что кандидатам и партиям дали так много времени на подготовку, говорит о том, что они могут работать, согласовывать, на всех этапах отражать их взгляды, мнения, что опять же только повышает эффективность проводимых реформ во всех сферах экономики.

— А что вы думаете о самом выборном процессе в Казахстане, насколько все было открыто и прозрачно?

— Хочется особо отметить, что невозможно сразу перейти на международные стандарты, только по желанию разных организаций. Здесь есть определенные проблемы, то, что мы видим на примере ОБСЕ, которая выражает критику. Но в целом, на мой взгляд, реформы, происходящие в стране, более эффективно проходили, с учетом прежних условий, более объективно. Нельзя оценивать процессы предвзято, нужно учитывать уровень развития страны, трансформации. И здесь мы не можем сказать, что процесс был полностью прозрачным, но он имел положительный имидж.

— Обновленные составы депутатов придадут новый импульс всесторонней модернизации страны, на это надеялся Президент, объявляя о проведении внеочередных выборов в мажилис и маслихаты. Как вы считаете, оправдают ли народные избранники ожидания Президента?

— Относительно того, насколько обновление депутатов, партий в Парламенте даст новый импульс развитию Казахстана, можно с уверенностью сказать, что в таких условиях, когда процесс охватывает большую часть населения, взгляды, результаты будут обязательно за счет модернизации всех сфер страны: политики, экономики, социальной сферы, права. Потому что преобразования происходят в конкурентной среде, с учетом уровня и возможностей республики, и модернизация однозначно будет результативной, потому что она охватывает все ресурсы. И здесь мы можем с уверенностью сказать, что реформы дадут новый импульс политическому и социально-экономическому развитию Казахстана. Еще один важный момент связан с тем, что политические реформы в избирательной системе имеют инклюзивный характер, когда в процесс управления страной вовлекается все больше представителей разных слоев населения, охвачены все регионы. Здесь нет групп, которые остались вне политики, их интересы не отражаются, и это может привести к определенным проблемам, что тоже повышает уровень успешности реформ. В целом мы видим, если Президент ставит цель «Сильный Президент — влиятельный Парламент — подотчетное Правительство», это является основой устойчивости и успешности страны, и, думаю, Глава вашего государства, который поставил такие задачи, обязательно этого добьется, тем более реформы поддерживаются населением, что тоже дает уверенность в развитии страны.