Роль Н.Назарбаева в осуществлении основных приоритетов председательства Казахстана В ОБСЕ

Наш Президент, без сомнения, является Лидером нации. Независимо от того, закреплен этот статус юридически или нет. Казахстанцы давно и вполне заслуженно считают его самым авторитетным политиком, способным смотреть на много десятилетий вперед и прогнозировать развитие ситуации не только в стране, но и в мире.

Чего стоит только одно решение Главы государства о переносе столицы! Вспомните, какой неоднозначной была реакция на его предложение построить Астану. Пожалуй, самым мягким был упрек в несвоевременности такого шага. И сравните с тем результатом, который получен сегодня. Подобных примеров, которые свидетельствуют о способности масштабно и ответственно мыслить, можно привести много. Краеугольным камнем своей политики Нурсултан Назарбаев изначально поставил взаимопонимание народов, населяющих наше многонациональное государство. Только мир, спокойствие и стабильность в состоянии обеспечить экономическое процветание страны. Казахи говорят: когда золото на руке, его не ценят. Видя, какие вызовы сотрясают планету, как обострилась расовая нетерпимость, какие конфликты возникают в разных точках земли, становится ясно, что ни деньги, ни наличие природных запасов не позволят справиться с проблемами, если не будет консолидации гражданского общества.

Мы построили независимый Казахстан, теперь перед страной стоит задача воспитать патриотов своего Отечества. Нурсултан Абишевич не устает повторять: основная наша задача - воспитание казахстанского патриотизма, который сводится к тому, что республика - это Родина для всех, кто сегодня здесь проживает. Мы сегодня спим спокойно, уверены в завтрашнем дне, и в этом непосредственная заслуга нашего Президента. Это он сумел выстроить внутреннюю политику так, что у нас сложились прекрасные условия для того, чтобы созидать. Как педагог не могу не отметить еще один важный аспект. Глава государства уделяет максимум внимания истории, традициям и обычаям казахов, которые учат любить свою землю, свой народ и почитать старших.

Высокая международная репутация позволила нашей стране стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Одновременно — это знак и международного признания реальных достижений Казахстана в социально-экономической и политической жизни. Выдающийся успех Казахстана на международной арене. Следует только отметить, что важнейшей причиной является высокий авторитет самого президента.

Весьма показательным в этом контексте является и недавнее заявление президента США Барака Обамы на втором Форуме Альянса цивилизаций в Стамбуле о том, что он планирует совершить турне по Центральной Азии и намерен в первую очередь посетить Казахстан, отношения с которым носят стратегический характер и который является другом и надежным партнером США.

Президент США Барак Обама принимая в Белом доме Н.А.Назарбаева 11 апреля сего года и сказал, что страна, у которой такой достойный глубокого уважения лидер, по праву является председателем ОБСЕ.

Высокая оценка заслугам Президента PK содержится в выступлениях таких политических деятелей, как Генсека ООН Пак ГИ Муна, Медведева Д.А., В.Януковича, Саркози, Берлускони и многих других.

Депутат Европейского парламента Струан Стивенсон сказал: «Вне всяких сомнений Казахстанский лидер - личность, идеально подходящая для руководства ОБСЕ, его страной. Он - выдающийся организатор. Менее чем за два десятилетия создал из Казахстана наиболее динамичную и сильную державу в Центральной Азии, с достойной международной репутацией. Он -человек с громадным политическим опытом, у которого никогда грандиозные планы не расходятся с не менее с грандиозными реальными делами».

Безусловно, ситуация в мире серьезно осложняет экзамен, который Казахстану предстоит выдержать в качестве страны - председателя ОБСЕ.

Поэтому следовало прежде всего правильно определить приоритеты работы этой организации. Н.А.Назарбаев постоянно уделял и уделяет самое пристальное внимание данному аспекту. Еще в своих выступлениях на заседаниях постоянного Совета ОБСЕ в Вене 24 февраля 2000 года, на первой сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в г. Алматы 7 июня 2003 г., на расширенном заседании коллегии Министерства иностранных дел 7 июня 2005 года, на совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости в г. Алматы 12 июня 2006 г., на открытии 17-й ежегодной сессии 29 июня 2008 в г. Астане, в Приветствии участникам международной научно-практической конференции «Современный Казахстан» и «Путь в Европу» 21 мая 2009 г. в Астане Президент Казахстана указывал, что нужны новые подходы к укреплению безопасности, диалога и взаимопонимания между Востоком и Западом, необходимо обеспечить сбалансированное развитие всех трех измерений деятельности ОБСЕ -гуманитарного, экономико-экологического, военно-политического.

Своеобразной «Дорожной картой» председательствования в ОБСЕ является принятая Казахстаном программа «Путь в Европу». Ключевые приоритеты нашей республики на высшем посту в Организации Н.А.Назарбаев обозначил 14 января 2010 год в своем видеообращении к участникам инаугурационного заседания Постоянного комитета ОБСЕ, в обстоятельных   статьях,   опубликованных   в  том   же  месяце   в газете «Вашингтон пост» «Для стагнирующей ОБСЕ необходим Саммит» и газете «Известия» «Судьба и перспективы ОБСЕ»/2/.

Президент PK Н.А.Назарбаев продолжает и до настоящего времени углублять и конкретизировать свое видение приоритетных направлений в деятельности ОБСЕ. Об этом свидетельствует его программное выступление на XI Медиа Форуме 27 апреля 2010 года «Новая архитектура безопасности мира».

Н.А.Назарбаев указал, что «Казахстанское председательство в самой влиятельной организации по безопасности будет проходить под девизом четырех «Т» - «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность).

Четыре составляющие девиза Казахстана на посту председателя ОБСЕ представляют собой не что иное, как собственно его геополитические преимущества.

Первое - это доверие. Казахстан . знают, ему верят, возлагают выполнение определенных миссий. В мире нашу страну знают не только по энергетическим ресурсам. Республика обладает преимуществом авторитетного политического руководства. Во многом в силу этого наше государство активно привлекает инвесторов. Страна твердо выполняет взятые на себя обязательства как в экономической, так и в политической сферах.

Второе - это традиции.

На своем посту председателя ОБСЕ Казахстан намерен продолжить позитивные тенденции деятельности предыдущих председателей ОБСЕ. Всего за время существования ОБСЕ председателями ее были представители 19 стран.

Стремясь к ускорению практической реализации вопросов, стоящих на повестке ОБСЕ, Казахстаном разработаны Концепция v план работы на первое полугодие 2010 года, нацеленные на переход от консультаций по отдельным вопросам к предметным переговорам.

В то же время Казахстан, уважая существующие традиции, предложения ОБСЕ, которая является североатлантической диалоговой площадкой, предлагает расширить ее в масштабах Евразии, может, в будущем даже переименовать ее в Евроазиатскую организацию, к тому же аббревиатура ОБСЕ не изменится, ибо понятие европейской безопасности сегодня далеко выходит за континентальные рамки, охватывая общирное пространство в Евразии.

Третьи девиз — «Транстпарентность» означает максимальную открытость в международных отношениях, свободных от «двойных стандартов» и «разделительных линий», а также нацеленность на конструктивное сотрудничество по всем принципиальным вопросам. «Толерантность» отражает растущее значение межкультурного и межцивилизационного диалога.

Четвертый принцип - толерантность.  Межэтническое согласие и межконфессиональный мир стали базовыми аргументами в пользу Казахстана как председателя ОБСЕ.

Исторически сложилось, что за прошедший век мы стали одной из самых многонациональных стран мира. В Казахстане в мире и согласии живут представители более 140 народов и 46 религиозных конфессий. В результате был накоплен поистине уникальный опыт толерантности и бесконфликтного развития. А здесь есть, над чем поработать. Даже в развитых странах происходят ужасные вещи, как нападки на ислам. В США нередко стали утверждения, что ислам поощряет терроризм, в Англии пресловутой 'Ружди, в Дании карикатуры на пророка, в Бельгии и Франции запрещают девушкам-мусульманкам носить традиционные одежды, в Швейцарии провели референдум по ограничению строительства мечети.

Наша задача, которая вытекает из нашего девиза председательствования, - поделиться с партнерами по ОБСЕ богатым опытом в области межнационального и межконфессионального согласия. Примечательно в этой связи, что именно по инициативе Казахстана Организацией Объединенных Наций была принята специальная резолюция о провозглашении 2010 года Международным годом сближения культур.

Подтверждением системности и целенаправленности усилий Казахстана на международной арене по преодолению сложившейся напряженности между различными культурами являются и проведенные в Астане три Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Четвертый съезд будет проведен в Астане в 2012 году.

Важным направлением в обеспечении толерантности является работа по вопросам так называемого человеческого измерения.

Казахстан уделяет особое внимание таким важным вопросам, как предотвращение преступлений на почве ненависти, свободе передвижения, положению религиозных и этнических меньшинств в странах ОБСЕ.

Внутри Казахстана председательство в ОБСЕ стало фактором ускорения дальнейшей демократизации нашего общества. С учетом рекомендаций, данных ОБСЕ, за последние два года были внесены существенные поправки в законодательство, касающиеся массовой информации, выборов, политических партий, местного самоуправления.

В правозащитной области успешно претворяется в жизнь Национальный план действий в области прав человека на 2009-2012 годы, в реализацию которого активно вовлечены государственные органы, НПО и международные организации. Казахстан принял Концепцию правовой политики на 2010-2020 годы, которая является программным документом, определяющим важнейшие приоритеты развития.

Прогресс в этом вопросе подтверждают итоги Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека в феврале 2010 года. Весьма актуальными являются и проблемы образования.

На прошедшем недавно в Будапеште II Форуме министров образования европейских стран Казахстан, первым из государств Центральной Азии, присоединился к Болонской декларации. Это решение, принятое в год председательства Республики Казахстан в ОБСЕ, воспринимается как поддержка усилий по формированию зоны стабильности и развития человеческого капитала. В условиях мирового кризиса перед странами Центрально-Азиатского региона стоят задачи кардинального социально-экономического обновления, и роль образования в достижении этих долговременных целей как никогда высока.

Важное значение в деятельности ОБСЕ имеет и Международное сотрудничество, обмен студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями и, как отметил в апреле 2010 года Н.А.Назарбаев на Торжественной церемонии в Республике Южная Корея по присвоению ему звания Почетного доктора наук Сеульского университета, «значительная часть казахстанских вузов наладила тесные связи с зарубежными университетами, получила возможность приглашать в страну для чтения лекций ведущих преподавателей»/4/. Среди-них й КазНПУ им.Абая, который имеет в настоящее время договорные связи с 95 зарубежными странами ОБСЕ-США, Великобританией, Францией, Польшей, Германией и другими. Только в прошлом году в нашем университете читали лекции 38 зарубежных преподавателей.

Что касается военно-политическим вопросам безопасности, особое внимание Казахстан уделяет глобальным усилиям по ядерному разоружению, эффективному функционированию режима его нераспространения. К мнениям по этим проблемам к нашей республике особенно прислушиваются в мире.

Во-первых, Казахстан, после Японии, испытавшей ужасную атомную бомбардировку, больше всех пострадал от ядерной чумы. За 40 лет - с 1949 по 1990 гг. - на Семипалатинском ядерном полигоне было осуществлено 607 ядерных испытаний, включая 26 наземных, 124 атмосферных и 457 подземных.

Во-вторых, Казахстан - единственная страна в мире, которая добровольно отказалась от статуса ядерной державы. Казахстан утилизировал 1400 ядерных боеголовок межконтинентальных ракет и ракет средней дальности и уничтожил 148 пусковых ракетньгх шахт.

Именно после закрытия Семипалатинского полигона другие страны последовали нашему примеру. Замолчали крупные полигоны мира - в Неваде, на атолле Муророа, на новой Земле и озере Лобнор.

Вот почему Президент PK Назарбаев одним из первых был приглашен на недавний Вашингтонский глобальный саммит по ядерной безопасности (кстати, на этом форуме присутствовали лишь 47 государств, а обладают или пытаются обладать опасным ядерным материалом уже 120 стран) и ему было предоставлено слово, по единодушному согласию всех присутствующих, одному из первых. Н.А.Назарбаев предложил международному сообществу как Президент республики и как председатель ОБСЕ ряд принципиально важных мер.

Во-первых, предложено разработать и подписать новые международные акты в сфере ядерного разоружения. В частности, это договоры о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия, а также о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях. Глава государства наряду с этим выдвинул инициативу принятия мировым сообществом Всеобщей декларации безъядерного мира.

«Сегодня мы предлагаем заключить под эгидой ООН новый Глобальный договор о всеобщем и полном запрещении ядерного оружия», -сказал Президент.

Во-вторых, Казахстан выступил за усиление международного контроля за программами в сфере ядерной энергетики. При этом подчеркивается, что все страны имеют равное право вести ядерные энергетические исследования. В то же время никто не должен перейти грань, отделяющую мирную ядерную программу от военной.

Наша страна в ходе саммита вновь подтвердила свою готовность разместить на своей территории Международный банк ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ. Для этого у нас есть необходимая инфраструктура и специалисты, мы можем обеспечить его надежную защиту.

В-третьих, прозвучала инициатива по формированию новых безъядерных зон, в том числе на Ближнем Востоке. Важно дать всем странам - участницам таких зон прочные гарантии безопасности со стороны ядерных государств мира и преференции в вопросе разработок в сфере мирного атома.

В-четвертых, важным вкладом Казахстана в реализацию миссии Глобального вашингтонского саммита станет проведение в июне текущего года в Астане Конференции Глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом.

Эти предложения нашли широкий отклик не только среди участников форума, но и широкой мировой общественности.

Казахстан придает необходимый импульс стремлению ОБСЕ более динамично и адекватно отвечать на современные вызовы и угрозы миру и безопасности, укреплению сотрудничества в рамках Организации в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей людьми. Казахстан считает, что ОБСЕ должен сыграть важную роль в обеспечении безопасности на Каспии. Из пяти прикаспийских государств четыре являются членами этой организации.

В этом плане Казахстан предлагает подписать «Пакт о стабильности на Каспии». Его ключевым моментом мог бы стать отказ использовать военную силу в Прикаспийском регионе.

В своих действиях в качестве председателя ОБСЕ Казахстан акцентирует внимание и на обеспечении энергетической и продовольственной безопасности.

Особое   внимание   Казахстан   как   председатель   ОБСЕ уделяет Афганистану. Ведь отсюда исходит огромная угроза безопасности всего мира. Имеется в виду не только Аль-Кайда, но и поток наркотиков. 94 % героина имеег афганское происхождение. Причем за время присутствия там войск США выращивание опиумного сырья увеличилось в 40 раз. Оправдывая такое положение, один из американских генералов Кларк заявил, если мы будем решительно запрещать посевы, все афганцы станут талибами. Но, видимо, находясь под своеобразным американским гипнозом, ОБСЕ в целом как организация или молчаливо соглашалась с попыткой вооруженным путем «разрулить» афганскую проблему, или старалась лишний раз о ней не упоминать. И только Казахстан, став председателем ОБСЕ, решительно заявил, что военным путем решения афганского вопроса невозможно достичь. Нужен мирный путь и, прежде всего, восстановление экономики и развитие образования этой многострадальной страны. И сам Казахстан показывает в своих практических действиях пример другим странам. Казахстан стремится подключить к решению афганской проблемы региональные организации, особенно ШОС и СВМДА.

В роли председательствования Казахстан принимает конкретные практические шаги по решению «затяжных» конфликтов и примечательно, что действующий председатель ОБСЕ, государственный секретарь, глава Казахстанского МИДа Канат Саудабаев, совершил свой первый визит в середине февраля в страны Южного Кавказа. И сейчас принимаются конкретные шаги по решению конфликтов Нагорного Карабаха, Преднестровия.

В современном мире 40 стран вовлечены в вооруженные конфликты. Средства, необходимые для решения социальных проблем, тратятся на оружие и военные программы.

В то же время ОБСЕ должна стремиться находить возможность упреждения подобных конфликтов, приводящих к человеческим трагедиям и гуманитарным катастрофам, как это случилось в Киргизии.

Следует сказать, что кроме дипломатии, поддержке и создания условий для переговоров, других механизмов для решения в Киргизии и ОБСЕ нет.

В настоящее время, когда весь мир борется с последствиями глобального финансово-экономического кризиса и выстраивает стратегию посткризисного развития, на передний план неизбежно выходят вопросы глобальной экономики и экологии. Но непосредственно в рамках ОБСЕ кризисная и антикризисная проблематика ни разу не обсуждалась.

Глобальный финансово-экономический кризис, охвативший практически весь мир, еще раз продемонстрировал необходимость объединения усилий всех государств, в том числе стран-участниц ОБСЕ, в деле создания нового, более справедливого и предсказуемого мирового порядка.

Мы считаем, что ОБСЕ, занимая пространство от Ванкувера до Владивостока, должна принять самое активное участие в формировании новой архитектуры безопасного мира. И Казахстан усиленно работает в этом направлении. Со стороны PK как председателя активно выдвигаются инициативы по экономическим и экологическим блокам.

К числу усилий казахстанского председательства относятся вопросы развития транспортно-коммуникационного потенциала организации. В силу ряда географических, исторических и экономических обстоятельств огромным торговым и транзитным потенциалом обладают именно государства Центральной Азии - обширного и перспективного региона, способного стать стабильным и безопасным мостом между странами Запада и Востока. В этом контексте особое значение приобретает государственная программа «Путь в Европу», в которой важное место занимают актуальные вопросы транзита и транспортировки.

Казахстан активно участвует в форсированном создании автодорожного транспортного коридора международного класса «Западный Китай - Западная Европа».

Определенный интерес представляет и проект железной дороги по европейскому стандарту из Китая в Европу - через Казахстан и дальше через Туркменистан и Иран. В декабре прошлого года завершилось строительство первого газопровода Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай и продолжается строительство второго Центральная Азия - Китай.

Важное место в период казахстанского председательства занимает комплекс вопросов охраны окружающей среды, успешное решение которых немыслимо без объединения ресурсов и согласованных усилий всей организации. Речь идет не только об Аральском море и Семипалатинском полигоне, но и о многих других проблемах, имеющих место в Центральной Азии, Европейском и других регионах пространства ОБСЕ.

Трудно переоценить деятельность Казахстана в качестве председателя по совершенствованию структуры и организационной работы самой ОБСЕ, а в этом направлении очень много нерешенных проблем и сложностей. Ежегодный бюджет ОБСЕ не принимался последние 5 лет. И впервые только Казахстан обеспечил его прием в январе 2010 года. В первую очередь это позволило обеспечить полноценную работу всех институтов ОБСЕ с первых дней текущего года.

Далее. Принижена роль парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Учитывая важность, которую Казахстан придает парламентскому измерению ОБСЕ, в настоящее время совместно с сенатом Парламента PK ведется подготовка к проведению второго Трансазиатского парламентского форума «Европейское измерение ОБСЕ», запланированного на середину мая. В ходе форума будут рассмотрены важнейшие вопросы в рамках трех измерений ОБСЕ.

Далее. Ранее поездки руководителей государств-членов ОБСЕ проходили эпизодически, не более 5-6 раз в году, фактически отсутствовала координация деятельности с другими международными организациями. А в этом году только за первые 3 месяца действующий председатель ОБСЕ, госсекретарь - министр иностранных дел PK Канат Саудабаев - посетил порядка 15 государств-участников, состоялись его предметные переговоры с руководителями внешнеполитических ведомств США, России, Швейцарии, Турции, Австрии, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана и других стран. Кроме того, с первых дней председательства в ОБСЕ Казахстан стал практиковать активные консультации с другими региональными организациями. В январе состоялся первый раунд консультаций по линии «Тройки» ОБСЕ с Европейским союзом, пошли переговоры с генсеком НАТО А.Фог Расмуссеном. Продолжена практика консультаций в формате государств, как ШОС, ОИК (в министерском сегменте которой Казахстан будет председательствовать в 2011 году), СВМДА и другим. Говоря о новых форматах и структурах сотрудничества и безопасности, Нурсултан Назарбаев, в частности, привел в качестве примера Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которое динамично развивается и получает все большее признание на азиатском континенте. Сегодня СВМДА" может стать прообразом системы коллективной безопасности в Азии, цели которой очень схожи с целями ОБСЕ. Уже в следующем, 2011 году, Казахстан будет председателем в Организации «Исламская конференция».

«Как светское государство с преобладающим мусульманским населением, Казахстан способствует сближению мусульманской и христианской цивилизаций. Поэтому мы будем стремиться к активизации диалога между ОБСЕ, ОИК и СВМДА», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Еще одна важная проблема - консенсус.

Нуждается в совершенствовании и порядок голосования в ОБСЕ. Сейчас он заключается в консенсусе, т.е. все 56 государств должны голосовать единогласно, иначе, если хотя бы одна страна будет против, решение не принимается. Вот и получился такой казус, что против предоставления Казахстану право председательствования на последнем этапе была только Армения и в результате длительное время этот вопрос не решался. И только когда Армения сняла свое возражение в 2007 году на встрече Министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ в Мадриде это право Казахстану было предоставлено.

Но самый поразительный факт в следующем.

Высшим органом этой организации является Саммит глав государств-членов ОБСЕ. Он должен проводиться не реже раз в 3 года. Но последний такой Саммит проводился только в 1999 году т.е. более 10 лет назад. Поэтому поводу Н.А.Назарбаев в статье «Судьба и перспектива ОБСЕ» нелицеприятно сказал: «Десятилетняя пауза с Саммитом ОБСЕ является иллюстрацией того, что консенсусная основа Организации пребывает в кризисном состоянии. В связи с этим мы призываем страны-участницы поддержать инициативу Казахстана о созыве встречи в верхах в 2010 году в Астане.

Именно сегодня настало время, когда лидеры стран - участниц ОБСЕ, -отмечает далее Н.А.Назарбаев, - должны проявить политическую волю и дать ответы на непростые вызовы, стоящие перед их народами».

Встреча лидеров стран ОБСЕ обеспечит возможность отметить 35-летие Хельсинкского Заключительного акта и 65-летие окончания Великой Отечественной войны.

Таким образом, Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым разработана обширная и конкретная программа на посту председателя ОБСЕ, которая успешно осуществляется.

Активная работа Казахстана в качестве председателя такой влиятельной Организации, как ОБСЕ, на основе глубоко обоснованной стратегической концепции Н.Назарбаева безусловно окажет долгосрочное воздействие на формирование посткризисного мира.