Мажилис одобрил проекты новых законов

На состоявшемся сегодня под председательством Кабибуллы Джакупова пленарном заседании Мажилис одобрил ряд новых законопроектов.

В первом чтении "добро" Палаты получили депутатские поправки в Закон "О дорожном движении". Законопроектом, в частности, предлагается исключить запрет пассажирам покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения.

Также предусматривается исключение нормы, запрещающей водителям стоянку на дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями.

В первом чтении одобрение мажилисменов получили законодательные новшества по вопросам защиты прав потребителей.

Законопроектом, в частности, предусматривается ужесточение административной ответственности за повторные правонарушения в области технического регулирования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов. Предлагается также разграничить тепловую и электрическую энергии при прекращении подачи одной из них потребителю за неуплату задолженности.

Мажилис одобрил и законопроект о ратификации Соглашения между Казахстаном и МБРР о займе (проект по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест). Реализация Проекта предполагает внедрение и совершенствование системы независимой оценки и сертификации квалификаций; улучшение служб занятости; расширение доступа к обучению трудоспособного населения.

На пленарном заседании депутаты Мажилиса согласились с предложениями профильного Комитета Палаты продолжить работу над проектом закона с сопутствующими поправками о лотереях и лотерейной деятельности; а также законодательными новшествами по вопросам перехода Казахстана к "зеленой экономике".

В этот же день Палата взяла в работу блок новых законопроектов. Среди них – проект закона с сопутствующими поправками о почте; законодательные изменения по вопросам железнодорожного пассажирского транспорта; а также по вопросам оказания госуслуг. Профильному Комитету предстоит работа над ратификационными законопроектами. В этом ряду – соглашения Казахстана: с Индией о передаче осужденных лиц; а также с МБРР о гранте (Проект развития молодежного корпуса). Здесь же протоколы о внесении изменений: в Конвенцию между Казахстаном и Чехией об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доход и на капитал; а также в межправительственное казахстанско-российское Соглашение о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома "Байконур".

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: ЕСТЬ ЛИ У ПРАВИТЕЛЬСТВА ЦЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИЛИ ПРОГРАММА ПО СОКРАЩЕНИЮ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ?

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Виктор Киянский:

"Несмотря на неоднократные указания Главы государства на оптимизацию расходов государственных органов они продолжают транжирить бюджетные деньги на всевозможных консультантов, проведение семинаров, круглых столов, конференций, массовые командировки внутри страны и за рубеж.

При обсуждении бюджета страны депутаты в своих выступлениях конкретно указывали на статьи расходов министерств, которые требуют не просто корректировок, а кардинального пересмотра.

Особого внимания в этой связи требует эффективность и результативность программы "Электронное Правительство". Нас регулярно убеждают, что, благодаря ей, резко сократилась необходимость в командировках и доставке бумажных экземпляров документов. Однако практика показывает, что "административный туризм" не сокращается, а увеличивается и ежедневные публикации в СМИ наглядное тому подтверждение.

Поскольку депутаты не получили ответа, вновь просим:

1. Прояснить динамику сокращения командировочные расходов за время внедрения и функционирования "Электронного Правительства"?

2. Какая доля запланированных ранее семинаров, конференций, круглых столов признана не целесообразными для проведения и отменена?

3. Есть ли у Правительства цельная стратегия или программа по сокращению бюджетных расходов, особенно в части консалтинговых услуг?

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Виктор Киянский:

"Приказом министра образования и науки Республики Казахстан "Об утверждении критериев классификации высших учебных заведений" от 06.11.2015 г. для всех 7 категорий вузов вводятся четкие и жесткие требования доли преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа преподавателей, для которых основным местом работы является высшее учебное заведение. Эти критерии разработаны с учетом методик ведущих международных рейтингов в области высшего и послевузовского образования.

В зависимости от категории вузов доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями определены: 70% (национальный исследовательский университет); 55% (национальное высшее учебное заведение); 50% (университет, академия); 45% (институты).

Повышены также требования к доле магистрантов и докторантов, обучающихся на программах послевузовского образования; приглашенных иностранных преподавателей и исследователей; научных статей в соавторстве с зарубежными преподавателями, а также наличие доктора наук, или двух кандидатов наук или двух докторов философии (PhD) по соответствующей специальности или по соответствующему профилю специальности.

Вполне ожидаемый и похвальный приказ, однако, практически не выполнимый очень многими университетами, институтами и академиями из-за отсутствия достаточного количества грантов для подготовки докторов наук и докторов философии. При этом нам приходит информация о том, что поступление в докторантуру отличников магистратур и резидентур никак не стимулируется, что вынуждает их выезжать в другие страны. Не задействован у нас в республике и механизм государственно-частного партнерства при подготовке специалистов высшей квалификации.

Из-за такого подхода в докторантуру поступают далеко не самые талантливые, что порождает низкий процент заканчивающих докторантуру в установленные сроки, не очень высокое качество работ, а также плагиат.

Отмена заочной докторантуры и сокращение таким образом числа "псевдодокторов" ставило благородную задачу повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации и снижения плагиата. Однако на практике это привело лишь к лимитированию грантов и еще большему усложнению поступления талантливых специалистов, в частности отличников магистратур и резидентур.

В связи с этим просим прояснить:

1. Как Правительство стимулирует повышение качества докторских работ, и сколько в последние два года было принято в докторантуру отличников магистратуры, резидентуры?

2. Учитывая высокую нагрузку на бюджет при подготовке специалистов высшей квалификации, почему при подготовке докторантов не используются принципы государственно-частного партнерства?

3. Какие законодательные изменения необходимо сделать, чтобы стимулировать приток талантливых молодых ученых в докторантуру, повышения ответственности научных руководителей и соответствия научных руководителей установленным уполномоченным органом критериям?

4. Что делает Правительство для повышения прозрачности конкурсов, повышения качества работы экзаменаторов, исключения манипулирования оценками и снижения коррупционности?".

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Е.Каппель и О. Шишигина.

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ И ГЕНПРОКУРОРУ: О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ИПОТЕЧНЫХ ЖИЛИЩНЫХ ЗАЙМОВ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К., Генеральному прокурору РК Даулбаеву А.К. обратился депутат Парламента Айкын Конуров:

"24 апреля 2015 года постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан №69 во исполнение пункта 87 Плана мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 11 февраля 2015 года, с учетом мер экономической политики "особого периода" была утверждена Программа рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов.

16 сентября 2015 года парламентской фракцией "Народные коммунисты" был оглашен депутатский запрос касательно принятия комплекса мер по скорейшей реализации Программы и необходимости ее продления. Одним из действенных инструментов контроля исполнения предполагалось определение круга должностных лиц, на которых будет возложены права, обязанности и мера ответственности по реализации указанной Программы.

К сожалению, ответы государственных органов не внесли какой-либо конкретики. 27 октября 2015 года Генеральной прокуратурой письмом за №2-010711-15-58466 дан ответ о том, что проводится ряд мероприятий по скорейшей реализации Программы, но, несмотря на это, реализация Программы вызывает нарекания со стороны наших граждан.

В общественные приемные Коммунистической Народной партии Казахстана и общественникам за защитой своих законных прав и интересов обращаются проблемные заемщики банков и ипотечных организаций, которые жалуются на невозможность участия в Программе. Это говорит о том, что никаких конкретных профилактических мероприятий в отношении банков второго уровня не проводится. Поступающие сигналы явно свидетельствуют о неразберихе среди государственных органов: прокуратуры, Национального банка, местных исполнительных органов власти, которые своими действиями или бездействием не только срывают реализацию государственной Программы, но также содействуют нагнетанию социальной напряженности.

Созданные при местных исполнительных органах власти общественные комиссии по контролю хода реализации Программы не справляются со своей задачей. Как показывает практика, руководителями общественных комиссий назначены заместители областных акимов. Такой подход не способствует повышению эффективности в связи с тем, что регулирование правовых вопросов не является первоочередной задачей руководителей местных исполнительных органов, кроме того, не все из них имеют соответствующего юридического образования, практики, и приоритетом их деятельности, прежде всего, является хозяйственная деятельность.

В связи со слабым организационным контролем со стороны государственных органов коммунисты предлагают следующие варианты решения, что помогут Программе достичь поставленных целей:

Определить специальных уполномоченных прокуроров, за которыми будет закреплена мера ответственности за исполнение Программы.

Назначить специальных уполномоченных прокуроров председателями общественных комиссий по контролю хода реализации Программы при местных исполнительных органах власти.

В рамках реализации Программы поручить обеспечить действенный механизм взаимодействия между государственными органами, Национальным банком, банками второго уровня, политическими партиями и общественностью.

В случае полной координации и поддержки со стороны исполнительных, контролирующих, надзорных и регулирующих органов государственной власти Коммунистическая Народная партия готова выступить в роли модератора данной Программы и на равных нести ответственность за ее реализацию".

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г. Баймаханова, Т.Кенжин, В.Косарев, Т.Омурзаков и Б.Сорокин

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ МОЖЕТ БЫТЬ ОТСРОЧЕНА

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Турсунбек Омурзаков:

"Проблемы, возникшие при реализации кластерной политики, запущенной в 2005 году, обусловили необходимость пересмотра Правительством РК подходов и методов формирования и функционирования отечественных кластеров. Так, 11 октября 2013 года постановлением Правительства Республики Казахстан №1092 была утверждена "Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года" (далее – Концепция).

В основу нового этапа кластерной политики заложено дальнейшее развитие от индустриальных кластеров, основанных на создании цепочек добавленных стоимостей в традиционных секторах экономики, к инновационным кластерам, основанным на ключевых компетенциях, трансферте знаний и технологий и инновационном предпринимательстве.

Согласно принятой Концепции определены 9 потенциальных кластеров в традиционных секторах экономики с указанием интеграторов, членов совета и территории каждого кластера, из которых должны быть созданы не более 5 кластеров.

Также предусмотрены 2 кластера "экономики будущего", нацеленные на повышение наукоемкости экономики. Для практической реализации Концепции в 2013 году по каждому кластеру должны были быть разработаны Дорожные карты формирования национальных кластеров и Программы развития национальных кластеров, утверждаемые постановлениями Правительства РК.

На сегодня, насколько нам известно, утверждена лишь "Дорожная карта по формированию перспективных национальных кластеров на базе специальной экономической зоны "Парк инновационных технологий" на 2013 – 2018 годы" (далее – Дорожная карта СЭЗ "ПИТ").

Вместе с тем, в разработанной Дорожной карте СЭЗ "ПИТ" отсутствует паспорт кластера, содержащего перечень участников, сведения о направлениях продукций, и проекты развития. К тому же, план необходимых мероприятий не соответствует определенной Концепцией структуре, в которой не обозначены такие важные моменты как мероприятия по определению потребности в трудовых ресурсах участников кластера, подготовке и повышению квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров, а также мероприятия по развитию производственного потенциала и производственной кооперации.

Таким образом, не раскрытие Дорожной картой необходимой информации для формирования кластеров и отсутствие дорожных карт по остальным перспективным кластерам говорят о недостаточной готовности секторов экономики к созданию кластеров, в связи с чем реализация Концепции может быть отсрочена на неопределенный период.

Просим дать ответ на следующие вопросы:

1. Какие Дорожные карты формирования национальных кластеров, кроме вышеуказанной Дорожной карты СЭЗ "ПИТ", утверждены в настоящее время?

2. Какие Программы развития национальных кластеров в настоящее время утверждены по каждому кластеру?

3. Почему структура Дорожной карты по формированию перспективных национальных кластеров на базе специальной экономической зоны "Парк инновационных технологий" не соответствует структуре, предусмотренной Концепцией?".

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г. Баймаханова, Т.Кенжин, В.Косарев, А. Конуров и Б.Сорокин

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: ПО СИТУАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Нуртай Сабильянов:

"Поводом нашего обращения к Вам стала сложившаяся ситуация по государственному долгу Республики Казахстан.

Как Вы знаете, Глава государства Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана 30 ноября 2015 года "Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие" вторым направлением определил оптимизацию бюджетной политики по проверенному в условиях влияния глобального кризиса принципу "Жить по средствам".

Этот принцип относится и к работе Правительства, исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора. Поэтому необходимо уменьшить долю внешних обязательств государства, поскольку каждый полученный Правительством Республики Казахстан займ увеличивает нагрузку на бюджет. Более того, далеко не всегда такие займы берутся на неотложные, остронеобходимые нужды, способствующие развитию экономики страны.

Так, в 2015 году Правительство Республики Казахстан заключило соглашения о займе на сумму 40,0 млн. долларов США на финансирование повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий (20.07.2015г.), на сумму 88 млн.долларов США – на проект стимулирования продуктивных инноваций (09.06.2015г.), на сумму 100 млн. долларов США – на проект по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест (20.07.2015г.). В основном эти займы будут использоваться на консультационные услуги, обучение, исследования и организационные расходы.

По состоянию на 2 декабря 2015 года государственный долг Казахстана составил 7 684,5 млрд.тенге, увеличившись с начала текущего года на 2 074,0 млрд.тенге. В общем объеме долг Правительства составил 7 628,7 млрд.тенге (в том числе внешний долг составил – 3 279,4 млрд.тенге, внутренний долг – 4 349,7 млрд.тенге). Для сравнения: на 1 января 2009 года государственный долг Казахстана составлял 1 330,4 млрд.тенге, в общем объеме долг Правительства составлял – 1 015,6 млрд.тенге (в том числе внешний долг – 195,4 млрд.тенге, внутренний долг – 820,2 млрд.тенге). То есть с 2009 года долг Правительства увеличился на 6 613,0 млрд.тенге, в том числе внешний долг – на 3084,0 млрд.тенге.

Увеличение государственного долга связано с изменением обменного курса тенге к доллару США, получением новых займов. Несомненно, это вызывает дополнительные затраты республиканского бюджета.

В республиканском бюджете на 2016 год на обслуживание правительственного долга уже предусмотрено 451,0 млрд.тенге.

Долг АО "ФНБ "Самрук Казына" на 30 сентября 2015 года составил 6 279,0 млрд.тенге (23,2 млрд.долларов США), по состоянию на 30 июня 2015 года займы и обязательства АО "НУХ "Казагро" составили – 463,0 млрд.тенге (2,5 млрд.долларов США), АО "НУХ "Байтерек" – 1 310,0 млрд.тенге (7,0 млрд.долларов США). В случае неплатежеспособности этих национальных компаний погашение долга, вероятнее всего, будет осуществляться за счет бюджета. В этой связи заработанные субъектами квазигосударственного сектора деньги должны направляться на погашение их займов, а не на разные бонусы, премии, административные и прочие расходы.

На основании изложенного, просим Вас рассмотреть следующие вопросы:

1. О проведении мониторинга каждого полученного государством займа на предмет эффективности от его использования, возвратности с целью последующего ограничения объемов внешних заимствований;

2. О досрочном погашении ранее полученных государством займов, исходя из возможностей бюджета, в целях снижения нагрузки на государственный бюджет в будущем;

3. Об усилении контроля за субъектами квазигосударственного сектора по погашению имеющихся у них займов и обязательств за счет собственных средств этих компаний в установленный срок, в том числе в случае их приватизации и преобразовании, не перекладывая погашение их займов на государственный бюджет".

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Базарбаев, Г.Исимбаева, В.Киянский, О.Оксикбаев, Г.Сейтмаганбетова.

И сегодня же Мажилис одобрил в первом чтении законопроект по вопросам защиты прав потребителей.

В ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК министр национальной экономики РК Ерболат Досаев представил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей". Министр подчеркнул, что принятие проекта закона способствует к институциональному усилению системы защиты прав потребителей, достижению баланса интересов потребителей и предпринимателей, эффективной защите потребительских прав граждан общественными объединениями, повышению уровня правовой грамотности потребителей.

Ерболат Досаев отметил, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей" предусматривает укрепление компетенции уполномоченного органа и обеспечение дополнительными правовыми гарантиями потребителей, которые будут способствовать формированию социально-ответственной предпринимательской среды.

Целью законопроекта являются определение принципов регулирования сферы, создание новых действенных и совершенствование имеющихся механизмов защиты прав потребителей, а также усиление роли общественных объединений потребителей.

Создание действенных механизмов защиты потребителей предполагает:

1. Совершенствование требований к продаже, возврату и замене товаров, в частности устанавливаются сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, уточнение сроков устранения недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества;

2. Детализацию условий выполнения работ, оказания услуг, в том числе увеличение сроков предъявления требований при обнаружении умышленно скрытых исполнителем недостатков выполненной работы с 3 лет до 5 лет касательно зданий и сооружений.

3. Определение условий в договорах, которые заведомо ущемляют права потребителей.

4. Определение правовых условий электронной торговли;

В целях совершенствования государственного регулирования проектом закона предусматривается:

– Усиление роли государственных органов по вопросам защиты потребителей;

– Проведение полугодового, годового анализа жалоб потребителей и ежегодного анализа деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей;

– Формирование годового отчета о состоянии защиты прав потребителей для дальнейшего представления его Главе государства;

– Повышение эффективности осуществления информирования, консультирования и просвещения потребителей;

– Осуществление государственного контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами по продукции и услугам, реализуемым потребителям;

– Обращение в суд в интересах неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав.

Также для усиления роли общественных объединений потребителей предлагаемым законом предусмотрено расширение их полномочий, в том числе:

1. Внесение в соответствующие государственные органы информации для принятия мер в отношении лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;

2. Предъявление исков в интересах потребителей, не являющихся членами общественных объединений потребителей, в случае нарушения их прав;

3. Представление через своих членов интересов потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем).

Проектом закона предлагается внесение поправок в 1 кодекс (Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях") и 6 законов (Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", Закон Республики Казахстан "О рекламе", Закон Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности", Закон Республики Казахстан "Об электроэнергетике", Закон Республики Казахстан "О долевом участии в жилищном строительстве", Закон Республики Казахстан "О защите прав потребителей").

В статье: