На этой неделе спикер верхней палаты Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью одному из российских СМИ снова говорил о том, что роль парламента в республике будет возрастать вплоть до создания президентско-парламентской республики. Этот тезис, как мантра, звучит уже последние несколько лет. В конце 2014 года спикер Сената говорил примерно о том же. В марте 2015 года, во время XVI съезда партии «Нур Отан», Глава государства намекнул о возможности начать конституционную реформу с целью усиления роли парламента как коллективного преемника.
Конечно, с точки зрения долгосрочной стабильности в этом есть смысл. Так как при такой системе парламент становится не просто более сильным игроком. Он также является главным гарантом сохранения политической стабильности, особенно в период транзита власти, который, рано или поздно, начнется и в Казахстане. Но в рамках этой системы будущий парламент (двухпалатный или однопалатный) должен состоять из сильных, электоральных игроков, которых сейчас нет. А при нынешнем составе партийных участников ожидать от будущих выборов такой политической модернизации не приходится. Ведь любая попытка усилить парламент не на словах, а на деле автоматически потребует внести изменения в партийное и избирательное законодательство, сделав его более либеральным. Власть не готова пойти на это. Таким образом, внеочередные парламентские выборы не сильно изменят политическую ситуацию в стране, так как качественный состав нового парламента будет напоминать полки советского магазина конца 80-х годов, когда в ряд стояли лишь запыленные банки килек в томате. Досрочные парламентские выборы в любом случае не превратят Мажилис в того самого коллективного преемника, который мог бы выступить гарантом мирного транзита власти.
Кстати, в своем интервью Касым-Жомарт Токаев также отметил, что якобы еще с 2007 года, полномочия парламента были расширены вплоть до того, что этот орган власти кроме «…законодательных функций стал принимать участие в кадровой политике путем дачи согласия на назначение Президентом премьер-министра, главы национального банка, генерального прокурора, председателя комитета национальной безопасности». Но опять же желаемое выдается за действительное, так как фактическая роль парламента в формировании того же правительства, примерно такая же, как влияние солнечного света на рост телеграфных столбов. Кадровая начинка правительства - это епархия Главы государства и тех нескольких влиятельных элитных групп, которые проталкивают свои креатуры в министерские кресла. Задача парламента, как нотариуса, лишь заверять доверенность, которую Президент будет выписывать премьер-министру и членам его правительства на экономическое управление страной.
Хотя, вне зависимости о того, кто придет на место премьер-министра или отдельных членов правительства, им придется реализовывать те социально-экономические программы, которые уже были приняты по указанию Президента. Кстати, этот механизм создан достаточно давно, еще в 90-х годах, сразу же после того, как со стороны бывшего премьер-министра РК Акежана Кажегельдина была попытка превратить пост премьер-министра в более или менее самостоятельную игровую площадку. Но на небе не может быть два солнца. Поэтому все последующие премьеры были лишь экономическими менеджерами без права играть в политику, которая уже долгие годы является сферой монополии Главы государства. То же самое касается и Карима Масимова, который всеми силами пытается закрепить за собой имидж антикризисного менеджера в глазах «Акорды». Как заявил Глава государства в прошлом году, возвращение К.Масимова на пост премьер-министра, в том числе, связано со сложной международной экономической ситуацией, которая требует новых подходов. Другой вопрос, что, спустя год, экономическая ситуация лишь ухудшилась, а новых креативных подходов так и не появилось. Как отметили некоторые экономисты, чиновники, наоборот, продолжают молиться на добывающий сектор, временно урезая расходы на многие мифические, но дорогостоящие инновационные проекты.
В конечном счете, наивно ожидать, что смена премьер-министра или значительной части членов правительства что-то серьезно изменит. Так как экономикой Казахстана управляет не правительство, как, впрочем, финансовую систему страны контролирует отнюдь не Национальный банк РК. Этим занимается кто угодно, цена на нефть или экономическая ситуации в России, Китае, ЕС. В январе текущего года премьер-министр РК Карим Масимов уже заявил о том, что правительство тестирует различные сценарии бюджета страны при цене нефти в $30, $25 и $20 долларов, включая стрессовый сценарий при цене в $16 долларов на фоне возможного появления значительных объемов иранской нефти на сырьевом рынке. Таким образом, нашим «антикризисным менеджерам» остается лишь бегать за мячами, которые подают другие игроки. И сейчас это придется делать в еще более сложной экономической обстановке, в отличие от финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., когда закрома Национального фонда все еще были открыты, а цена на нефть не падала ниже болевого порога. В тот период еще можно было с барского плеча тратить те же $10 миллиардов долларов на поддержку нескольких банков, которые, в конечном счете, были проданы местным олигархическим структурам.
Конечно, финансовую лазейку правительству все-таки оставили, когда руководство страны приняло решение в 2016 году инвестировать из ЕНПФ пенсионные накопления в сумме 1 трлн. 450 млрд. тенге по ряду направлений. Но вся проблема в том, что при сырьевом мышлении наших чиновников, это лишь закуска, а не основное блюдо, каковым является только высокая цена на сырье, которые тут же превращают казахстанскую экономику в экономику дорогих понтов. Пока же не до жиру. Как заявил Глава государства еще в феврале текущего года: «…в целом, согласно докладу правительства, экономия министерств, ведомств, холдингов и местных исполнительных органов составит $4 млрд. долларов». Хотя, если дальше поковыряться, эта цифра явно не будет пределом.
В принципе, правительству Казахстана после парламентских выборов, вне зависимости от его старого или нового персонального состава, четко указаны ориентиры его работы, по крайней мере, до конца 2016 года. Как заявил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, разработан план дополнительных антикризисных мер на 2016 год, который сформирован по четырем направлениям: повышение эффективности денежно-кредитной политики и поддержание финансовой стабильности; расширение мер по поддержке экономики в рамках госпрограммы «Нұрлы жол»; поддержка МСБ и базовых отраслей экономики; поддержание деловой активности и занятости населения.
Также был утвержден новый прогноз социально-экономического развития страны на текущий год, который является более пессимистичным, хотя, наконец, довольно реалистичным. В частности, среднегодовая цена нефти были снижена с $40 до $30 за баррель. В результате, также был снижен уровень роста ВВП Казахстана в 2016 году до 0,5%. Хотя еще в прошлом году даже некоторые международные финансовые структуры прогнозировали в этом году в Казахстане от 1,5 до 2% роста ВВП. Также, по прогнозам министерства энергетики, добыча нефти снизится с 77 миллионов тонн до 74 миллионов тонн. То есть до конца текущего года, режим «затягивания поясов» все еще официально сохраняется. А любая новая крупная реорганизация правительства или массовые кадровые перестановки в правительстве и в регионах всегда снижают эффективность работы бюрократического аппарата на несколько месяцев, что довольно нецелесообразно в условиях возникших рисков и угроз для финансово-экономической системы страны.
Досым Сатпаев