Вот уже полтора месяца градус отношений между Астаной и Бишкеком остается в критической зоне. Для президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева это уже не имеет особого значения – в конце ноября он покидает свой пост. Однако, почему казахстанская сторона не учитывает этот фактор и продолжает проецировать неадекватность уходящего политика на всю соседнюю страну? К чему эта «показательная порка»? Очевидно, что Атамбаеву удалось нащупать ту болевую точку, воздействие на которую выбивает Акорду из пространства рациональных политических решений.
Атамбаев, будучи уходящей фигурой, просто озвучил все то, что лидеры других стран пока держат при себе. А для Акорды проблема ухода Нурсултана Назарбаева и последующего политического транзита очень болезненна. Неслучайно во внутриполитическом информационном поле на эту тему наложено негласное табу.
Но в рамках внешней информационной повестки подобную информационную блокаду Акорда обеспечить не способна. А, следовательно, жесткая реакция на слова Атамбаева – это в первую очередь месседж другим, более крупным внешнеполитическим игрокам: «не затрагивать тему транзита, если хотите сохранить сколько-нибудь приемлемое политическое и экономическое взаимодействие». Проблема преемственности в Казахстане стала особенно болезненной в последний год на фоне форс-мажорного транзита власти в соседнем Узбекистане.
Сама процедура легитимизации Шавката Мирзиёева в качестве нового президента получила повышенное внимание. Причем выделено несколько ключевых моментов, сформировавших благоприятные условия транзита в Узбекистане:
1. Относительно небольшое количество потенциальных претендентов на президентский пост. Причем все они имели управленческий опыт на высших государственных должностях на момент транзита.
2. Стабильность государственного аппарата в условиях транзита. Новый президент был инкорпорирован в эту систему, а не подстраивал ее «под себя».
3. Большая, нежели в Казахстане, подконтрольность крупного бизнеса государственной бюрократии. Отсутствие значимых олигархических группировок.
4. Практически полное и немедленное отстранение от процесса транзита ближайших родственников Ислама Каримова, что особенно обеспокоило Акорду.
В результате в 2017 году Акорда предприняла шаги по предварительной подготовке страны к политическому транзиту:
1. Проведены конституционные изменения, меняющие формат и субординацию различных ветвей власти и отдельных ведомств.
2. Начался процесс масштабного перераспределения собственности, призванный зафиксировать новую конфигурацию сфер влияния внутриэлитных групп в финансовой и экономической сферах.
В то же время надо подчеркнуть, что данные процессы отражают только видение политического транзита со стороны Акорды, и поэтому могут не сработать в форс-мажорных обстоятельствах. Президент пока трансформирует политическую систему под желаемые ему и его ближайшему окружению условия транзита.
В подобных условиях внешнее информационное давление воспринимается как вмешательство во внутренние дела, попытка ускорить процесс, чем и вызывает излишне эмоциональную реакцию Акорды.
Максим Казначеев,
политолог
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.