Малыш на миллион: политический легковес Атамбаев думает, что бьет по болевым точкам Акорды

Вот уже полтора месяца градус отношений между Астаной и Бишкеком остается в критической зоне. Для президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева это уже не имеет особого значения – в конце ноября он покидает свой пост. Однако, почему казахстанская сторона не учитывает этот фактор и продолжает проецировать неадекватность уходящего политика на всю соседнюю страну? К чему эта «показательная порка»? Очевидно, что Атамбаеву удалось нащупать ту болевую точку, воздействие на которую выбивает Акорду из пространства рациональных политических решений.

Фото взято с images.dailystar.co.uk

Атамбаев, будучи уходящей фигурой, просто озвучил все то, что лидеры других стран пока держат при себе. А для Акорды проблема ухода Нурсултана Назарбаева и последующего политического транзита очень болезненна. Неслучайно во внутриполитическом информационном поле на эту тему наложено негласное табу.

Но в рамках внешней информационной повестки подобную информационную блокаду Акорда обеспечить не способна. А, следовательно, жесткая реакция на слова Атамбаева – это в первую очередь месседж другим, более крупным внешнеполитическим игрокам: «не затрагивать тему транзита, если хотите сохранить сколько-нибудь приемлемое политическое и экономическое взаимодействие». Проблема преемственности в Казахстане стала особенно болезненной в последний год на фоне форс-мажорного транзита власти в соседнем Узбекистане.

Сама процедура легитимизации Шавката Мирзиёева в качестве нового президента получила повышенное внимание. Причем выделено несколько ключевых моментов, сформировавших благоприятные условия транзита в Узбекистане:

1. Относительно небольшое количество потенциальных претендентов на президентский пост. Причем все они имели управленческий опыт на высших государственных должностях на момент транзита.

2. Стабильность государственного аппарата в условиях транзита. Новый президент был инкорпорирован в эту систему, а не подстраивал ее «под себя».

3. Большая, нежели в Казахстане, подконтрольность крупного бизнеса государственной бюрократии. Отсутствие значимых олигархических группировок.

4. Практически полное и немедленное отстранение от процесса транзита ближайших родственников Ислама Каримова, что особенно обеспокоило Акорду.

В результате в 2017 году Акорда предприняла шаги по предварительной подготовке страны к политическому транзиту:

1. Проведены конституционные изменения, меняющие формат и субординацию различных ветвей власти и отдельных ведомств.

2. Начался процесс масштабного перераспределения собственности, призванный зафиксировать новую конфигурацию сфер влияния внутриэлитных групп в финансовой и экономической сферах.

В то же время надо подчеркнуть, что данные процессы отражают только видение политического транзита со стороны Акорды, и поэтому могут не сработать в форс-мажорных обстоятельствах. Президент пока трансформирует политическую систему под желаемые ему и его ближайшему окружению условия транзита.

В подобных условиях внешнее информационное давление воспринимается как вмешательство во внутренние дела, попытка ускорить процесс, чем и вызывает излишне эмоциональную реакцию Акорды.

Максим Казначеев,

политолог

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

В статье: