«Не бойтесь русских регионов. Уверен, они поймут»: Дос Кошим рассказал, как обойти острые углы при переименовании улиц

Председатель движения «Ұлт тағдыры» Дос Кошим рассказал о своей работе в ономастической комиссии и критериях, по которым выносится решение о переименовании улиц, передает jasqazaq.kz.

Фото: express-k.kz

Дос Кошим считает, что улицам нужно давать осмысленные названия, связанные с известными историческими персонажами или событиями.

Фото: dalanews.kz

«В области ономастики городским улицам в последнее время стали давать абстрактные общие названия. Такие названия, как «Нур алем», «Нурсая» не имеют никакого отношения к нашей истории, идеологии, патриотическому воспитанию. Такое положение наблюдается в Алматы. Мне пришлось в связи с этим выразить свое мнение в статьях и выступлениях.

Только не подумайте, что я ратую за то, чтобы улицам давали лишь «человеческие» имена. Нет. Вполне приемлемы названия улиц, посвященные, например, Орбулакской битве, казахскому сопротивлению. То есть вполне возможно давать улицам названия, связанные с различными историческими событиями.
Но из-за того, что было выдвинуто предложение ограничить процесс придания улицам имен людей, хочу все же подчеркнуть, что нельзя давать улицам и совсем уже нелепые названия. Диву даюсь, когда узнаю, что улицам дают такие имена, как Лашын, Акбокен, Дәстүр, Ізгілік.

Нет необходимости называть улицы в честь людей, которые не оставили значительного следа в истории, у которых нет особых заслуг перед страной. Но все же совсем запрещать называть в честь людей улицы считаю глупостью», — подчеркнул политолог.

Дос Кошим считает, что процесс переименования улиц слишком затянут во времени, и эта нерешительность не оправдана и при этом экономически не выгодна.

«Когда мы проводили мониторинг в Алматы еще в советское время, то обнаружили, что 84% из 1986 улиц были названы именами личностей или исторических событий, которые никакого отношения к Казахстану не имеют.

Сейчас положение изменилось.

Тем не менее я удивляюсь тому, что и в Алматы, и в других регионах каждый год переименовывают только по 10-20 улиц, не больше. Ведь с финансовой стороны тоже невыгодно вносить все время изменения.

Когда мы спрашиваем, почему бы все улицы разом не переименовать, нам отвечают, что опасаются недовольства русскоязычного населения.

Я не согласен с этим. И считаю, что русскоязычное население, исключая северные регионы, отнесется к таким изменениям с пониманием.

Почему мы не можем разом переименовать улицы во всех областях? Вроде бы мы встали на ноги, стали казахским государством», — недоумевает он.

Дос Кошим требует конкретизировать, что имеется в виду под «идеологически устаревшими названиями».

«Власть в лице аппарата президента установила такое понятие, как «идеологически устаревшие названия». Но не дала пояснения, что входит в это понятие.
Что к ним относится? Быть может, «Куропаткин» или «Бутаковка», которая в свое время была казачьей станицей? Или к идеологически устаревшим названиям относятся только «Октябрь», «Ленин», «комсомол»?

Все эти вещи нужно конкретизировать.

Да и местным властям было бы легче разъяснять населению необходимость переименований. Они бы сказали жителям, что переименование происходит в соответствии с законом, принятым парламентом.

Во многих странах данный процесс называют «десоветизацией», когда убирают идеологически устаревшие названия и дают новые.

Времена меняются. Ушел Советский Союз и вместе с ним его идеология. Тогда почему должны оставаться «Кировы», «Калинины», «Ленины», «комсомолы» и «октябри»?

В Костанайской области более 600 улиц и населенных пунктов носят имя Ленина! В Восточно-Казахстанской области ленинских названий — около 500.

Ленина не знают даже мои дети, не говоря уже о внуках. Как нам объяснять детям, кто он такой? Что мы должны рассказывать? Что «жил-был дедушка Ленин, который сражался с калмыками и спас казахский народ»?» — говорит с сарказмом Дос Кошим.

Политолог также убежден в том, что вполне возможно обойти острые углы и непонимание среди населения, если использовать правильный подход при переименовании улиц.

«К этой проблеме нужно отнестись серьезно. Не стоит бояться русских регионов. Нужно им объяснять. К ним должны пойти депутаты облмаслихата, члены ассамблеи народа Казахстана и провести разъяснительную работу. И я уверен, что они поймут.

В 1991 году в Алматы мы работу ономастической комиссии начали с того, что дали улице имя Зенкова — известного архитектора, спроектировавшего кафедральный собор, другой улице дали имя композитора Затаевича. Когда предлагали убрать имя Панфилова, то мы не убрали, потому что дивизия, которой он руководил, формировалась в Казахстане и имеет отношение к истории нашей страны.

Если жизнь человека была связана с Казахстаном, то мы готовы дать его имя улицам, невзирая на этническую принадлежность человека. Пусть он будет русским, корейцем, уйгуром. Если человек служил нашей земле и внес исторический вклад в развитие Казахстана, то его имя достойно увековечения.
Я даже сам против, чтобы все улицы назывались по-казахски», — отметил он.

Как сообщалось ранее, президент Нурсултан Назарбаев поручил властям навести порядок с названиями столичных улиц, которые «запутывают людей». Лучше присваивать улицам порядковые номера, чем называть их «в честь людей, не имеющих отношения к Астане», считает глава государства.

Напомним диалог, который состоялся в ходе совещания между президентом и заместителем столичного градоначальника Ермеком Аманшаевым.

«Мухамедханов — кто это?» — поинтересовался Нурсултан Назарбаев. «Он основоположник абаеведения, один из известных академиков», — уточнил Аманшаев. Кому как не бывшему научному редактору Казахской советской энциклопедии и ответсекретарю литературного журнала «Жалын» знать такие тонкости?

Однако президента ответ эрудированного замакима не удовлетворил: «Абаеведение, ауэзоведение, еще какое-то ведение… Им всем будешь давать улицы Астаны? Какое он имеет отношение к Астане?» — скептически заметил президент. И поручил городским властям навести порядок в столичной ономастике.

«Конечно, ничего хорошего нет в том, чтобы менять снова улицы и путать людей. Но наведите порядок. Я еще раз говорю, назовите номером улицу, и все», — распорядился Елбасы.