Волна переименований населенных пунктов и улиц когда-нибудь может достигнуть и названий городов. Если часть общества воспринимает работу ономастической комиссии с энтузиазмом, то некоторых предстоящие перемены пугают. В соцсетях обсуждают возможность изменения названия города Кызылорда, передает ИА «NewTimes.kz».
В присущей для поэта манере костанаец Аркадий Денисов выразил на страницах портала «Наша газета» свое отношение к работе ономастической комиссии.
«Они вломились в нашу жизнь, как стая прожорливой саранчи, «поедая» скопом и поодиночке привычные названия селений и улиц. И конца их ненасытности не видно. Население с долей ужаса в глазах и головах пытается осмыслить происходящее, найти какое-то разумное объяснение происходящему - и не находит его», — возмущается поэт.
Аркадий Денисов считает, что многочисленные поселки Давыденовки, Семеновки, Глазуновки, разбросанные по области, хранят память о первых поселенцах, приехавших сюда на освоение целины, на разработки месторождений полезных ископаемых, на стройки жилья, дорог, объектов соцкультбыта.
Аркадий Денисов
Фото взято с сайта kstnews.kz
«Известно, что рекомендации по переименованиям поступили сверху, и они предусматривали смену названий, «несущих устаревшую идеологическую нагрузку». Видимо, где-то была и расшифровка этого понятия, но это уже для узкого круга лиц. И теперь мы догадываемся, что стираться должны всякие упоминания о советском прошлом. В нем нынешняя власть маскирует свои просчеты во всех сферах жизни страны за время независимости. Жалкие и неумные попытки. Ну ладно, исчезли улицы советской эпохи — Ленина, Свердлова, Калинина и т. д., но какую идеологическую нагрузку несут перечисленные выше деревни? Правда, если идет десоветизация, то куда отнести имена Дощанова, Иманова, Джангильдина, Баймагамбетова, Маметовой, Молдагуловой — славных сынов и дочерей Казахстана советской эпохи? Или Джамбула Джабаева со знаменитым стихотворением «Ленинградцы - дети мои, ленинградцы — гордость моя!»?» — ставит вопрос ребром Аркадий Денисов.
В свою очередь, политолог Дос Кошим, принимавший непосредственное участие в работе ономастической комиссии, требует конкретизировать, что имеется в виду под «идеологически устаревшими названиями».
Дос Кошим
Фото взято с сайта 365info.kz
«Власть в лице аппарата президента установила такое понятие, как «идеологически устаревшие названия». Но не дала пояснения, что входит в это понятие.
Что к ним относится? Быть может, «Куропаткин» или «Бутаковка», которая в свое время была казачьей станицей? Или к идеологически устаревшим названиям относятся только «Октябрь», «Ленин», «комсомол»? Все эти вещи нужно конкретизировать», — уверен он.
«Во многих странах данный процесс называют «десоветизацией», когда убирают идеологически устаревшие названия и дают новые. Времена меняются. Ушел Советский Союз и вместе с ним его идеология. Тогда почему должны оставаться «Кировы», «Калинины», «Ленины», «комсомолы» и «октябри»?» — недоумевает политолог.
Русские солдаты на разведке крепости Акмечеть
Фото взято с сайта e-history.kz
Уроженец Кызылорды, пишущий посты в соцсети Facebook под ником Dmitry Popoff тоже, по всей видимости, не сомневается, что государство взяло курс на десоветизацию. И он призывает обратить внимание на название южного города.
«Как мы знаем, город Кызылорда обязан своим названием советской власти. Переводится буквально как Красная Орда, возможно, так назвали в честь красной армии или потому что город с 1925-го по 1929 год был столицей КазССР. В любом случае, советская власть, как и красная армия, давно канула в Лету, а вот название осталось. Возникает вопрос, как так? Даже Россия, прямой преемник Советов, открестилась от советского прошлого и переименовала многие свои города, так почему Кызылорда до сих пор остается Красной?» — вопрошает он.
«Местные СМИ всячески изощряются, избегая слово «Красный», то говорят Сыр елі, то еще чего-то, да и не очень приятно, когда за глаза называют «Кызыл – дыра», может, пришло время переименовать город, дать более достойное и значимое название?» — предлагает молодой человек.
Пост вызвал бурную дискуссию.
Марат Абдурахманов настроен решительно.
«Переименовывать нужно было разом все города. Раз оставили, то менять нужно не только Акмешеть, но и Кызылжар, Баянаул и другие мелкие города типа Шахтинск», — пишет он.
Пыл комментатора остудила Калдыгуль Орынбаева.
«Сейчас об этом говорить надо, но на деле переименование повлечет за собой огромные денежные затраты. А если учитывать привычку наших чинуш присваивать бюджетные деньги, то от этого хуже будет только простому народу, ибо это негативно отразится на материальном состоянии простых граждан», — заметила она.
В этом полностью с ней согласна Гульмира Усенова.
«Ой, и не говорите. И паспорта менять, стоять толпами в очередях, лучше уж не трогать», — добавила она.
Danny Y Danil считает, что такая участь должна ждать другие города, но не Кызылорду.
«Не надо переименовывать. Нормальное название. А вот Павлодар и Петропавловск надо переименовать», — подчеркнул он.
Сакен Аханов сомневается, что эта идея своевременна: «Это сколько же денег уйдет? Думаю, сейчас не актуально. Эти финансы лучше кинуть на помощь малоимущим, коих в Орде превеликое множество», — отметил он.
Kazybek Omarov, недолго думая, ошеломил знаниями староказахского.
«Қызыл» [Красный — прим. NT] на староказахском языке имеет и другое, забытое значение — «золотой», — заявил он.
В качестве примера он привел такие топонимы и идиомы, как Қызыл құм, Қызылжар, «қып-қызыл ақша».
«Представители советской власти, когда переименовывали город Акмечеть, зная только о прямом переводе слов «Кызыл орда», наверное, были довольны, что дали городу идеологически «правильное» название. Они не знали, что второе значение слов «Кызыл Орда» — «Золотая Орда». В 1925 году значение нового названия столицы КазССР каждый понял по-своему. Большевики по-своему, алашординцы по-своему», — не без сарказма заметил он.
Впрочем, автор поста поднял его на смех.
Члены правительства, прибывшие в новую столицу из Оренбурга
Фото взято с сайта e-history.kz
Похоже, что многие казахстанцы ассоциируют десоветизацию исключительно только с заменой русских названий улиц и населенных пунктов на казахские. Но пользователь Facebook'а под ником Dmitry Popoff заставил посмотреть на это дело под неожиданным углом.
Я связалась с жительницей Кызылорды Софией Тенизбаевой, чтобы узнать ее мнение о необходимости переименования ее родного города. Она любезно согласилась ответить на мой вопрос.
«Я считаю, что перемена названия города не принесет нам лучших благ, но потребует много дополнительных расходов. Но если с точки зрения идеологии, то Акмечеть, конечно, гораздо лучше Кызылорды, но соответствуем ли мы этому названию?» — засомневалась она.
«Почему не соответствуем? А названию «Кызылорда», значит, соответствуем?» — со смехом спросила я.
«Кызылорда», наверное, больше, учитывая количество правоохранительных органов на душу населения», — ответила София.
«Акмечеть для меня — духовность, общество, развивающееся в социальном аспекте. Место истины. То место, где можно найти справедливость», — подытожила она.
Напомним, город на берегу Сырдарьи основан в 1820 году под названием Ак-Мечеть — как крепость Кокандского ханства. После этого город поменял несколько названий: Перовск, Кзыл-Орда, Кызыл-Орда.
В 1925—1929 годах был столицей КазССР в составе РСФСР.