Казахам объяснили, почему не надо подражать Абаю

Иногда правда бывает странной и даже неприятной, но если она действительно правда, надо ее принять. И принимают только те, кто больше руководствуется разумом, нежели чувствами. И во все времена были люди, которые страдали из-за того, что находили странную правду, но настоящую, и решили рассказать об этом публично, четко и ясно.
Блогер и специалист по тендерам Нурлан Байдильда опубликовал видеоролик, в котором объяснил, почему казахи не должны подражать Абаю, после чего подвергся проклятиям в соцсетях, передает ИА «NewTimes.kz».

В коллаже использован кадр из видео: youtube.com/ Руслан Инк

Когда просишь наших сограждан назвать великих людей казахского народа, то многие в первую очередь отмечают Абая Кунанбаева. Писатель и поэт XIX века для многих стал эталоном казахского народа и примером для подражания.

Но бизнес-тренер Нурлан Байдильда с этим не согласен. Он не считает Абая Кунанбаева великим человеком и не признает его места и роли в истории казахского народа, которые он сейчас занимает.

Он даже не управлял аулом

Нурлан предлагает сначала разобраться, за что Кунанбаева возвели на пьедестал.

«Что он сделал? В тяжелые времена повел за собой людей или спас их? Или был батыром и героически воевал, завоевывал земли? Управлял народом и поднял их благосостояние?» — задается он вопросами.

И добавляет: «Он даже не управлял аулом».

Если бы Абай жил в наше время, то, скорее всего, максимум был бы известным блогером

«Он хороший человек, умный. Но точно не пример для подражания.

Вот его отец Кунанбай — красавчик! Он был настоящим лидером, многое сделал для своего народа. Настоящий мужчина и пример для подражания.

А его сын ничего не сделал, чтобы считаться эталоном казахского народа.

А ведь большинство казахов его именно таким и принимают.

Абай — просто хороший человек, который писал умные мысли, и больше ничего», — с сожалением констатирует Нурлан Байдильда.

Какую бы роль в наше время играл Абай?

«Если бы Абай жил в наше время, то, скорее всего, максимум был бы известным блогером и все», — резюмирует он.

«Даже сам он признается в этом, кстати, в известной книге «Абайдың қара сөздері», — сказал Бадильда и взял в руки смартфон, чтобы прочитать строки Кунанбаева.

«Слово первое.Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет...», — процитировал он. И добавил: «Это ему было 45».

«...Выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос», — продолжил мужчина. И прокомментировал этот фрагмент текста: «Короче, он до 45 лет особо ничего не добился конкретного и говорит: «дальше чем заниматься, я не знаю»».

«Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени.

Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.

Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть...», — читал Нурлан.

И, прервав чтение на середине предложения, он заметил: «Короче, критика, критика, ему все не нравится».

Абай не доводил дело до конца

Пропустив большой кусок текста, мужчина продолжил чтение: «Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне.И нет у меня теперь иных забот».

После этого Нурлан Байдильда как будто захлопнул хоть и виртуальную, но все же книгу и обратился к своим подписчикам.

«Представляете, да? Ему 45 лет.

Это самая известная книга Абая. И в первом же слове он говорит, что «за все это время я ничего не добился, ничего не получилось, и у меня вопрос возник — чем дальше заниматься? Может заняться управлением? Не хочу. Это сложно.

Заняться, может, наукой? Нет. Кому нужна эта наука? Да... Пусть этим занимаются дети. Что я буду делать? Я буду писать».

Понятно, да? 45 лет мужику!

Если вы прочитаете «Путь Абая», везде Абай не доводил дело до конца, за которое брался. Он просто гулял. Он любил женщин. Пел там, стихи писал. Особо сильно он ничего не добился. И пишет это письмо. И при этом его поднимают на такой уровень», — удивляется бизнес-тренер.

Народ, который считает таких людей, как Абай великими, примером для подражания, не может быть сильным

Предчувствуя вопросы, Нурлан заявил следующее: «Почему я записываю это видео? Что я преследую? Это очень тонкая тема. Скорее всего, не все поймут и будут обвинять меня. Но я вижу в этом большую проблему для народа.

Народ, который считает таких людей, как Абай великими, примером для подражания, не может быть сильным.

Я считаю, что это сделали специально, чтобы нация потеряла связь с поистине выдающимися личностями.

Теперь объясню, почему.

В свое время советская власть старалась уничтожать память о великих людях казахского народа, чтобы у народа меньше было национального колорита, и чтобы они меньше думали о своей независимости.

Но нельзя было убрать всех, потому что народ в этом случае самостоятельно бы искал своих великих предков, потому что это — естественная потребность. И в итоге они сами найдут.

Есть такая еврейская поговорка: «Великие вещи замышляются тогда, когда народу делать нечего».

Понимаете? И нужно им какую-то идею дать. Для этого казахскому народу нужно было дать кого-то в качестве лидера, примера для подражания.

Но чтобы при этом образ этого лидера был угодным для советской власти, чтобы он ничего реального не давал и народ не мог кардинально изменить свое положение.

И тут предложили образ Абая. Он всем понравился. Ну и Мухтар Ауэзов был «своим» писателем. В итоге Абай стал идеалом для подражания.

Его характер, образ жизни, модель поведения неосознанно копируются людьми. И сам народ становится похожим на него.

Он стал эталоном и его модель поведения и развития становится нашим максимумом и потолком.

Я считаю, что его нам просто подсунули в образе идеала и у них это получилось.

Мы до сих пор ведем себя, как Абай — не любим работать, любим размышлять о чем-то сложном, просто сидеть и смотреть куда-то далеко и ничего не делать.

Абай — сильно пропиаренный человек и сделали это специально, чтобы мы забыли про других, на самом деле, достойных людей».

Его характер, образ жизни, модель поведения неосознанно копируются людьми. И сам народ становится похожим на него

Нурлан Бадильда перечислил выдающихся личностей в истории казахов, по его мнению, решительных людей, людей действия.

«На самом деле у казахов очень много выдающихся личностей, которые по праву заслуживают и достойны быть примером для подражания.

Керей и Жанибек — основатели казахского ханства.

Касымхан — собиратель казахских земель. Кстати, именно он стал причиной, почему мы владеем огромной территорией, где много нефти, минералов, даже другие завидуют. Вот он — красавчик!

Абылайхан — объединил три жуза и дал отпор джунгарам, а еще вернул наши земли. Вот он — настоящий мужчина.

И таких людей много и они должны быть примером для подражания. Именно их мы должны пиарить.

Если мы станем похожими на них, мы станем сильными. И все будет хорошо», — заключил он.

В статье: