6–7 ноября в Омске состоится XVI Межрегиональный форум сотрудничества России и Казахстана на тему «Актуальные вопросы развития приграничного сотрудничества», в рамках которого пройдет встреча Касым-Жомарта Токаева и Владимира Путина.
Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев в интервью медиа-порталу Caravan.kz поделился мнением о том, в каком состоянии на данный момент находятся экономические отношения Казахстана и России, и объяснил, каким образом данный форум может повлиять на сотрудничество двух стран.
Чего стоит ожидать от встречи Касым-Жомарта Токаева и Владимира Путина на XVI Межрегиональном форуме сотрудничества России и Казахстана в Омске?
— Казахстан и Россия уже давно отработали достаточно простые способы нахождения компромиссов в проблемных вопросах, будь то раздуваемые из межфирменных конфликтов «торговые войны» или же ситуации, вызванные неумением казахстанских госорганов заранее и комплексно подходить к защите национальных интересов.
В то же время существуют более перспективные вопросы. Например, уже много лет стоит вопрос о строительстве атомной электростанции в Казахстане. Несмотря на то что этот проект обсуждается уже два десятилетия, тем не менее никакого сдвига он не получил, хотя не так давно «Самрук-Казына» провел очередной трансфер на разработку ТО для данного проекта.
Кроме того, есть «зависший» проект комплекса «Байтерек» в Байконуре, который совсем недавно Россия предложила переименовать в «Назарбаевский старт». Но, судя по недавним заявлениям «Роскосмоса», так и непонятно, в какой конфигурации данный проект будет опять представлен, ведь «Ангара» уже поменялась на «Зенит», теперь стоит вопрос о ракете-носителе «Союз-5». Учитывая некую «чехарду» в ведомстве Рогозина, то и прорывного решения в данном вопросе ожидать сложно.
Вместе с тем принципиально проблемных вопросов у Казахстана и России на данный момент нет. Конечно, в рамках проведенных встреч будет подписан ряд документов, которые традиционно готовят к такому роду мероприятий, как на уровне глав государств, так и на уровне глав правительств или корпораций.
Но можно сказать, что на данный момент сложно ожидать каких-либо серьезных изменений в российско-казахстанских отношениях. «Мегапроекты» простаивают в состоянии переговорного ступора, а по широкому комплексу вопросов многие проблемы давно отработаны. По сути, это будет традиционная текущая встреча предприятий Казахстана и России под высоким покровительством.
То есть вопросы об АЭС или «Назарбаевском старте» подниматься даже не будут?
— Я думаю, что будут, но на стадиях «поручить проработать», «подписать меморандум», «представить соображения». Ситуация с российской ракетой-носителем висит в воздухе. Также и вопрос о строительстве АЭС Казахстан ставит еще с середины 90-х годов, но, учитывая политизацию этой темы, казахстанское руководство уклонялось от принятия непосредственного решения о начале строительства. Мы помним, что сначала строительство планировалось на Балхаше, потом в Актау, потом опять на Балхаше, озвучивался Риддер, и так по кругу.
Понятно, что строительство АЭС сейчас зависит только от вопроса принятия политического решения, но на данный момент ситуация вокруг этой темы в Казахстане достаточно политически спорная.
В последнее время Белоруссия проявляет большой интерес к казахстанской нефти. Есть мнение, что Россия не очень довольна тем, что нефть будет поставляться «в обход» нее. Может ли эта ситуация измениться после встречи Токаева и Путина?
— Я думаю, что инициативы Лукашенко ориентированы не столько на казахстанско-белорусское сотрудничество в нефтяной сфере, а, скорее, используются как способ давления на российский нефтяной сектор с целью добиться определенного компромисса. И Казахстан периодически придерживается такой же позиции.
Поскольку транзит нефти является одной из самых лакомых кормушек и для государственного бюджета, и для частных корпораций, то периодически такого рода вопросы все же возникают. Казахстан, как страна, не имеющая выхода к морю, периодически пытается выбить себе определенные преференции при поставках по российскому маршруту и по альтернативным путям.
При этом мы, конечно же, понимаем, что физически возить нефть в Белоруссию, минуя Россию, экономически нерентабельно. Тем более мы уже сталкивались с опытом поставок нефти в Украину: долго шли переговоры, но в итоге серьезной динамики в этом вопросе не было. Точно так же и знаменитые проекты в Румынии упирались в то, что между нашими странами нет прямого железнодорожного или трубопроводного сообщения. Поэтому такого рода переговоры и инициативы призваны оказать определенное давление на российскую сторону с целью добиться от неё тех или иных преференций.
Существует мнение, что США намерены усиливать свое влияние на территории Казахстана, и происходить это будет благодаря увеличению инвестиций. Будет ли подниматься эта тема?
— В основе своей эти вопросы уже отработаны. Понятно, что действия США на территориях, которые Россия считает зоной своих интересов, доставляют ей определенную нервозность. Но при этом надо помнить, что Казахстан к интересам России в нашем регионе относится с большим пониманием.
Трудно сказать, что в данных отношениях ситуация стабильная. США ведут достаточно сложную кампанию, учитывая, что есть линия Трампа, а есть интересы американского бизнеса и истеблишмента, которые не всегда стыкуются.
Но нельзя отрицать, что американское влияние в регионе присутствует. На данный момент видно, что США муссируют этническую тему, связанную с Синьцзянем, но вместе с тем к каким-либо серьезным политическим шагам вряд ли сейчас готовы. Тем более экономическая конъюнктура пока что не в пользу долгосрочных кампаний. Поэтому нельзя сказать, что эта ситуация угрожает интересам Казахстана и требует срочных политических мер по противодействию.
Отдельные российские и казахстанские эксперты считают Россию самым выгодным деловым партнером для Казахстана, так ли это на самом деле?
— Мы видим, что Россия является естественным экономическим партнером Казахстана. По всей широте вопроса, будь то пограничное сотрудничество или миграционные вопросы, серьезных противоречий у нас нет.
Вместе с тем Россия не является крупным стратегическим инвестором в нефтегазовый сектор Казахстана. За исключением «Лукойла» российский бизнес у нас здесь практически не представлен. Есть российские интересы в урановой промышленности, которая у нас достаточно хорошо известна.
Но крупных инфраструктурных проектов по созданию каких-либо сверхновых производств у России с Казахстаном нет. И происходит это в силу того, что машиностроение в Казахстане как единица присутствует только в статистике, поэтому и потенциала для развития подобных проектов у нас нет.
У крупного российского бизнеса на данный момент нет далеко идущих планов в Казахстане — рынок сбыта у нас относительно небольшой. По уровню торговли Россия тоже не является крупнейшим партнером Казахстана, все-таки тут есть Китай, Евросоюз и США. Из этого следует, что в дальнейшем наращивать экономический товарооборот просто не за счет чего. Казахстан во многом сохранил сырьевую направленность экономики, а легкая, пищевая и сельскохозяйственная промышленность и без того взаимодействуют между собой. Получается, что глубокого потенциала для дальнейшего развития экономического сотрудничества на данный момент физически нет.
Россия и Казахстан в данном плане зашли в тупик?
— Нельзя сказать, что это тупик. Если бы речь шла о более серьезных проектах, например, в военной промышленности, в аэрокосмической сфере, в атомной энергетике, в нефтегазовой сфере, то, конечно же, можно было бы говорить о дальнейшем расширении. Но динамики в этих вопросах у нас все же нет. Периодически отдельные проекты запускались, но дальше они не пошли.
Россия как бы присутствует на сырьевом рынке Казахстана, в нефтегазовой сфере, на банковском рынке, также в сферах промышленных материалов, но все эти проекты имеют предел развития и работают в силу текущей экономической конъюнктуры. А о каких-либо «мегапроектах» пока говорить не приходится.
Заинтересованы ли стороны в том, чтобы изменить ситуацию?
— Это вопрос финансовый. Как мы видим, частные корпорации свою задачу отработали и дальше прыгать не собираются. Плюс покупка серьезных ключевых активов друг у друга требует большого финансирования, которым ни Россия, ни Казахстан сейчас не располагают. А финансирование крупных проектов зависит от квазигосударственных секторов как России, так и Казахстана, которые кое-где являются достаточно неэффективными структурами. Такие вопросы могут возникать, но без наведения порядка в этих сферах мы вновь останемся при ситуации, в которой стороны будут решать, кто конкретно будет пилить бюджет у очередного «мегапроекта». Так что это вопрос вечный и не дающий перспектив на какие-либо достижения в новой экономической реальности.