Жертвы изнасилований рожают в 13 лет – что происходит в Туркестанской области

Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Динара Закиева опубликовала результаты работы в области, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: unsplash

Так, в сельской школе Сарыагашского района дети и в опроснике уполномоченного по правам ребенка, и в анкетах писали о буллинге, вымогательствах. В этой же школе весной, как выяснилось, мальчик совершил суицид, также весной выявили беременность у 15-летней девочки в результате изнасилования, хотя ранее оба ученика в своих рисунках, которые собирали психологи, сигнализировали о том, что им плохо.

«Однако должного внимания на это никто не обратил, с социальными работниками, опекой, ИДН не отработали. Эти слова, рисунки — это ведь крик о помощи, но их не услышали», — заявила Закиева в Instagram.

В сельской школе района Толеби четверо детей из одного класса писали, что их бьют, в том числе палкой, что они подвергаются жестокому обращению дома. Однако в уполномоченные органы психологи и администрация школы не сообщили, необходимую работу не провели.

В то же время в школе Сайрамского района девочка совершила попытку суицида, но никакой дальнейшей работы, включая привлечение служб здравоохранения и психиатров, не было.

«В результате все эти проблемы прежде всего мы продемонстрировали руководителю открытого в августе центра психологической поддержки. В соответствии с принятым законом по обеспечению прав женщин и безопасности детей, эти центры, работу которых мы сейчас настраиваем, открылись во всех областях. Центру Туркестанской области необходимо, чтобы они уже начинали работу с психологами школ, а акимат ускорил организацию работы центра», — отчиталась омбудсмен.

Динара Закиева уточнила, что по двум фактам полиция возбуждает дела. Также она считает, что Департамент качества образования должен привлечь к ответственности руководство школ за несообщение и отсутствие реагирования.

Второе направление — проверка системы защиты детства — органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и ИДН. Приводятся следующие примеры:

  • в Туркестане ребенка с инвалидностью мама оставляла на рынке, заставляя просить милостыню;
  • в городе Ленгере 10 детей живут в антисанитарных и опасных условиях. По словам соседей, мама злоупотребляла алкоголем. Органы опеки, патронажа не посещали эту семью, хотя там четверо малолетних детей. Они живут без света и еды, в доме сыро.
  • в Келесском районе девочка, родившая ребенка в 13 лет в результате изнасилования, с начала года не ходит в школу. Заместитель директора школы, несмотря на осведомленность о ситуации, не принял никаких мер и не передал дело в комиссию по делам несовершеннолетних.

«Приведя все эти примеры, показали, что именно поэтому необходимо привести в соответствие норматив количества сотрудников органов опеки — один сотрудник на 5 тысяч детей. В Сарыагашском районе, например, сейчас один сотрудник на 58 тысяч детей. Сотрудник говорит, что не успевает, не знает, за что хвататься, кем заниматься. А права каждого ребенка по каждому случаю надо отстаивать и доводить до результата», — отметила Закиева.

Омбудсмен также со своими коллегами посетила 82 образовательных учреждения, в том числе интернаты, спортивные и вечерние школы. Ученики одного из интернатов заявили, что не доедают, а в школах нет туалетной бумаги и мыла, их ставят только перед проверками, а после убирают. 

В МСУ для детей с особенными потребностями в Тасарыке, где живут в том числе дети-сироты и ОБПР, улучшилось качество реабилитации, создана правильная, здоровьеразвивающая среда после обучения в 2021 году центром «Кенес».

Однако, как выяснилось, в школе при МСУ детей обучают формально, хотя 90% из них — с сохранным интеллектом. Это является прямым нарушением прав ребенка.

Отдельно остановилась на уличных туалетах.

«В Министерство просвещения область, стоит отметить, как и многие другие регионы, отчитывается о том, что в учреждениях не осталось ни одного надворного туалета. Реальная картина показывает, что практически в каждой школе и интернате дети пользуются только надворными туалетами, которые находятся в ужасном состоянии. Ключи от внутреннего туалета — у директора, и, как сказали дети, пользоваться им можно только с его разрешения. Ясно, что данная проблема связана с водой, канализацией, но важно открыто показывать реальную картину и проблемы, из-за которых этот вопрос не решается. Мы озвучили опыт других регионов по решению проблемы с туалетами», — написала Закиева.

Кроме того, ее коллега из рабочей группы провел отдельный мониторинг столовых, выявив ряд нарушений.

«По всем поднятым проблемам акимат области уже начал работу. Выводы по итогам работы в Туркестанской области будут внесены в протокол, за исполнением которого мы проследим и проконтролируем. Хочется добавить, что, конечно, в своей работе мы прежде всего фокусируемся на проблемах, которые выявляем для того, чтобы улучшать сферу защиты детства», — дополнила омбудсмен.

Вместе с тем она отметила, что в области открываются новые учреждения для детей, строятся новые современные школы. В детском доме района Толеби был проведен капитальный ремонт, идет ремонт в специнтернате имени Ондасынова, футбольное поле построили в интернате Ерубаева.