Разбившийся рядом с Актау самолет могли намеренно лишить навигации

Сигнал GPS был заблокирован, когда самолет «Азербайджанских авиалиний» пролетал недалеко от Грозного. После этого пилотам пришлось лететь в сторону Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото Азамата Сарсенбаева

По официальной информации, самолет был перенаправлен в Актау после того, как не смог сесть в Грозном из-за тумана. По данным Gismeteo, утром в Грозном действительно был туман.

Однако аэропорт мог быть закрыт по другой причине. Телеграм-канал Baza сообщал, что в аэропорту Грозного был объявлен план «Ковер» (аэропорт не принимал самолеты). Оппозиционный чеченский телеграм-канал NIYSO в 8:24 также сообщал об атаке дронов на Чечню.

По данным Flightradar24, самолет, потерпевшей крушение рядом с Актау, «подвергся глушению и спуфингу GPS вблизи Грозного».

 «В течение 74 минут перед крушением около аэропорта Актау, в 433 км от первоначального пункта назначения, высота колебалась. Самолет находился в воздухе 2 ч 33 мин», - сообщает сервис.

Простыми словами, это означает, что сигнал GPS самолета был намеренно нарушен.

  • Глушение – это, когда кто-то создает сильные помехи, чтобы спутниковый сигнал GPS не доходил до самолета. В результате система навигации теряет точные данные о местоположении.
  • Спуфинг – это, когда вместо настоящего сигнала GPS самолету дают ложный сигнал. Таким образом, бортовая система получает неправильные данные о том, где находится самолет или дрон.

Отметим, что спуфинг — это один из методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применяемый для противодействия беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Например, российские военные используют глушение навигационных сигналов (GPS, ГЛОНАСС и других систем), создавая искажённые или «шумовые» помехи. Это приводит к тому, что дрон теряет ориентацию в пространстве и не может продолжить полёт по заданному маршруту. Это позволяет сбить аппарат с курса, заставить его приземлиться в не предусмотренном оператором месте. 

Ранее очевидцы происшествия вблизи сняли на видео хвостовую часть разбившегося самолета. Там есть характерные отверстия, которые похожи на последствия стрельбы или взрыва. 

Напомним, в результате авиакатастрофы в Мангистау выжили как минимум 28 человек. Обнаружены тела 4 человек. Ранее мы публиковали список пассажиров на борту.

Причиной авиакатастрофы, согласно данным авиакомпании AzAl, стало столкновение со стаей птиц. В Росавиации сообщили, что командир принял решение отправиться на запасной аэродром в Актау после столкновения с птицами, что привело к «нештатной ситуации на борту».

Атаке беспилотников подверглась не только Чечня. Один из дронов упал в соседней Ингушетии, сообщил утром глава региона Махмуд-Али Калиматов.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время экстренного совещания отметил, что точные причины катастрофы пока неизвестны.

«По информации, которая мне была предоставлена, самолёт компании AZAL, следовавший по маршруту Баку — Грозный, изменил курс из-за ухудшения погодных условий и начал движение в сторону аэропорта Актау, где произошла авария при посадке. Причины катастрофы нам неизвестны», — сказал он.