«Аэропорт – чуть ли не единственные ворота в город»: Алматинский архитектор высказал мнение о переносе воздушной гавани

Не первый месяц в Алматы обсуждают вопрос о переносе аэропорта, развивая тем самым окраины города. Однако местный архитектор Айдын Акбай, который родился и вырос в южной столице и для которого судьба города небезразлична, считает, что этого делать не нужно. О том, почему важно не менять место расположения воздушной гавани, он поделился с редакцией ИА «NewTimes.kz».

Айдын Акбай как архитектор имеет опыт в проектировании отраслевых наземных объектов гражданской авиации. Когда он узнал о том, что аэропорт хотят переносить за пределы города, стал детально изучать этот вопрос. 

«В прошлогодней презентации стратегии «Алматы-2050» вновь озвучено решение о выносе аэропорта за территорию города. На первый взгяд решение о переносе аэропорта выглядит логичным и правильным. Но я предлагаю взглянуть на вопрос шире и рассмотреть его с другой точки зрения. Город Алматы является крупнейшим мегаполисом РК и нуждается в развитии новых экономических кластеров. В той же стратегии «Алматы-2050» озвучены решения по созданию, например, производственного, образовательного, туристического, медицинского и креативного экономических кластеров. Все выше причисленные экономические кластеры требуют организации и увеличения притока гостей города. В виду географической удаленности Алматы, наш аэропорт является чуть ли не единственными международными воротами в город. Потому аэропорт для нашего будущего является наиболее важным градостроительным элементом. Также хочу, обратить ваше внимание на то, что мы до сих пор не смогли полностью реализовать транспортную инфраструктуру, в виде, например, автомобильных развязок. А ведь строительство транспортных развязок было заложено в градостроительном плане уже больше двадцати лет назад. А крупный и дорогой проект по переносу международного аэропорта будет сомнителен, в то время, когда городу и так не хватает финансовых средств», — считает архитектор.

Перенос аэропорта, как считает собеседник, по сути, похоронит уже вложенные в него огромные финансовые средства. 

«На данный момент уже создана большая, сложная наземная инфраструктура и аэропорт способен принимать любые типы воздушных судов, включая самые крупные пассажирские и транспортные самолеты. Отказ от идеи переносить аэропорт позволит вложить сэкономленные средства в повышение безопасности полетов, в компенсационные мероприятия по снижению авиационного шума и сокращения вредных выбросов. Учитывая все выше сказанное, думаю, что нужно пересмотреть решение о переносе аэропорта. Более того, предлагаю продолжить развивать его инфраструктуру, потому что все сложившиеся факторы указывают, что для Алматы есть отличная возможность создать абсолютно новый экономический кластер в виде преобразования города в «Аэрополис» — город, сердцем которого является аэропорт и его развитая инфраструктура. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что Алматы, по своей сути, на половину уже является аэрополисом — он находится практически в географическом центре континента и является отличным воздушным хабом для всей Евразии», — добавляет спикер.

Как добавляет Айдын Акбай, следуя новой градостроительной концепции необходимо:
— создать более эффективную транспортную связку между авто-, железнодорожными вокзалами и аэропортом;
— расположить вокруг аэропорта больше производственных, офисных и гостиничных объектов;
— увеличить пропускную способность пассажирского терминала. 
— увеличить мощность грузового терминала;
«Сохранение существующего аэропорта и развитие «Аэрополиса», придаст новый импульс нашему прекрасному городу и полностью раскроет его современный потенциал», — резюмировал Айдын Акбай.