Большое количество этносов, проживающих на территории Алматы, относится к тюркской группе, а потому, безусловно, имеют схожие традиции, обычаи. Сходство есть и в национальной одежде, поскольку ее внешний вид, особенно, если дело касается повседневного костюма, был продиктован условиями жизни. Пообщавшись с представителями ряда этнокультурных объединений южной столицы, удалось выяснить, что и сейчас представители этносов трепетно и бережно относятся к своей традиционной одежде, пытаются сберечь ее образ и передать его потомкам, передает ИА «NewTimes.kz»..
Так, в турецком этнокультурном центре «Ахыска» г. Алматы рассказали, что многие турки предпочитают европейскую одежду, однако еще можно встретить людей в традиционных костюмах – в основном это мешковатые штаны (шельвар), рубаха (гельмек), сложносоставные юбки (ючетек), жилетки (йелек) и головные уборы, которые называются колав. В повседневной одежде не используется никаких украшений, это прерогатива костюмов праздничных. Иногда женщины носят длинные платья – энтари, которые полностью закрывают тело, голову же покрывают специальным платком.
По словам представителей турецкого центра, традиционными узорами в национальной одежде являются символичные изображения гвоздики и тюльпана. Признаком роскоши и богатства является использование каракулевого меха, особый шик – если он белого цвета. Во время свадебной церемонии женщины поверх платья надевают специальный распашной жилет – инчик.
В культурном центре уйгуров, расположенном в южной столице, пояснили, что национальная одежда этого этноса была довольно разнообразной. Особенности зависели от того, в каком регионе проживали уйгуры. Например, костюм уйгуров Семиречья заметно отличался от одежды уйгуров из Ферганы. Даже названия были разными. У семиреченских халат, надеваемый поверх брюк и рубашки, назывался чапан, а у ферганских – тон. Но вот в качестве головного убора и там, и там использовали тюбетейку. Это если говорить о мужчинах. Женщины же под тюбетейку обязательно надевали легкий платок.
Как говорят представители этноса, сегодня большинство деталей народного костюма либо видоизменились до неузнаваемости, либо вовсе канули в Лету, уступив место современной одежде. Но старики нередко и в повседневной одежде используют национальные орнаменты, которые, к слову, схожи с узорами многих других тюркских народов. Кстати, во многих уйгурских домах есть швейные машинки – некоторые семьи и по сей день предпочитают шить одежду сами.
Другой этнос, проживающий на территории Алматы – дунгане, которые также трепетно заботятся о том, чтобы сохранить традиционные национальные костюмы. Одежда, по их мнению, это часть истории народа, ведь у всех этносов различались костюмы воинов и "гражданских", бедняков и представителей богатых сословий, замужних женщин и молодых девушек. По узорам или даже ткани можно было определить принадлежность человека и его род деятельности. Дунгане в Семиречье очень долго хранили верность традиционному мужскому костюму, однако с процессом ассимиляции начали носить одежду других тюркских народов, например, узбекские ичиги или татарский камзол. В Дунганском культурном центре Алматы рассказали, что по покрою и форме их мужские штаны были очень похожи на штаны местных тюркских народов.
Историки моды и костюма отмечают, что в национальной одежде многих этносов тюркской группы можно найти определенное сходство. Кочевые народы иногда заимствовали какие-то детали костюма у осёдлых. Переселенцы из КНР и других стран приносили свои традиции, украшения, определенные вышивки, орнаменты. Изучение национальной одежды позволяет глубже узнать историю того или иного этноса, понять уклад их жизни.