О том, каким образом компетентные органы «борются» с искоренением радикальных взглядов, мы поговорили с исполняющим обязанности директора ГКП «Центр исследования проблем религии» при управлении по делам религии Южно-Казахстанской области Мади Бесбаевым.
– Мади Абзелбекулы, что необходимо сделать для того, чтобы изменить мировоззрение людей с радикальными взглядами? и насколько это трудно и возможно?
- Людей, которые подверглись влиянию сторонников радикальных взглядов, можно вернуть в традиционный ислам, можно изменить их мировоззрение. Конечно, сделать это очень трудно, но у нас есть специальные реабилитационные центры, отделы, кабинеты, которые работают с такой группой людей. Условно их можно разделить на несколько категорий. К одной из них можно отнести глубоко вовлеченных лиц, которые на теоретическом уровне полностью прониклись идеями деструктивного религиозного течения и фанатично их проповедуют. Такие люди становятся лидерами больших и малых групп, вокруг которых обычно группируются представители двух других категорий категории. Ко второй относятся лица, которые также искренне верят в деструктивные учения, но при этом не имеют соответствующего багажа религиозных знаний и теоретической подготовки. И последняя группа - люди, которые только-только становятся последователями радикальной идеологии. Поэтому самое важное - это выявить уровень знаний радикала и доведение до него этого уровня. Без осознания собственной невежественности в религиозных знаниях, радикал не перестанет упираться в своих убеждениях, при этом постоянно ссылаясь на несколько заученных аятов и хадисов. Дело в том, что пропаганда нетрадиционных и деструктивных течений, а также интернет и другие современные средства глобализации, практически свели на «нет» понятие компетентности – особенно в исламских науках. Объявленные некоторыми течениями призывы «брать смыслы» напрямую из Корана и Сунны ввели некомпетентную молодежь, которая не знает языка Корана и Сунны, не знакома с принципами и методологией понимания первоисточников ислама, в самые сложные проблемы мусульманской теологии. К сожалению, проблемы ислама и мусульман сегодня не обсуждает только ленивый. Поэтому если радикал, условно говоря, признает свой низкий уровень знаний, то в дальнейшем с ним легко вести адаптационную работу. По сути это идейные вирусы. Некоторые эксперты называют это болезнью «охлократией в исламских науках», где каждый имеет право голоса в «прямом» понимании Корана и Сунны. Другие эксперты называют эту болезнь – «иллюзией знаний» или «синдромом богослова». В действительности эта анархия привела к тому, что «рядовому» мусульманину, которому в соответствии с хадисом о бедуине от Анаса ибн Малика и Тальхи достаточно 5 столпов ислама, вручаются полномочия мусульманских «генералов» – муджтахидов. И этот рядовой в «погонах генерала» повсеместно кого-то отправляет в ад, называя кафиром, мушриком, муртаддом, сахауатом, бидатчиком и заблудшим, а кого-то отправляет в рай, называя праведником, шахидом и братом. В общем, радикалу дают право вершить судьбами людей. И, безусловно, молодым людям эмоционально крайне привлекательно распоряжаться полномочиями исламских ученых и это основная причина их ухода в эти нетрадиционные течения и секты. Это одна из так называемых теологических спекуляций – наделение дилетантов компетенциями. Если эти вопросы мы решим, то сможем и предотвратить уход молодежи в нетрадиционные течения.
- Спасибо за беседу!