Современная религиозная ситуация в нашей стране характеризуется как стабильная, но время от времени происходят события, которые вызывают осуждение не только у простых людей, но и тех, кто считается верующими. На сегодняшний день в Республике Казахстан остро стоит вопрос борьбы с нетрадиционными культами, терроризмом и экстремизмом. Поэтому глава государства Н. А. Назарбаев в своей стратегии «Казахстан-2050» отметил: «Новый политический курс состоявшегося государства заключается в том, что мы играем важную роль в деле укрепления глобальной безопасности, поддерживаем мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом».
Эта проблема затрагивает всех без исключения. Очень важно уметь различать людей, способных совершить деяние, направленное против граждан. И здесь необходимо выделить вовлеченность отдельных представителей молодого поколения, составить психологический портрет вербовщика и его потенциальной жертвы. Как это сделать, рассказывает начальник отдела мониторинга религиозной ситуации ГКП «Центр исследования проблем религий» при управлении по делам религии Южно-Казахстанской области Кайрат Ергазиев.
«Терроризм – явление многомерное и многогранное как по виду деятельности, так и по психологической структуре. Здесь хотелось бы выделить некоторые психологические аспекты терроризма. Зачастую люди считают, что в террористы идут никчемные маргиналы с нестабильным социальным статусом, но известны случаи, когда успешные бизнесмены начинали финансировать террористические акты. Некоторые считают, что есть определенный тип людей, легко поддающихся влиянию. Но как объяснить то, что в составе экстремистских групп есть влиятельные, успешные и сильные люди?» — говорит он.
По его словам, когда речь заходит о терроризме и экстремизме, перед нами предстает образ молодого человека с густой бородой и укороченными штанами, который отказывается работать на государственной службе и отдает предпочтение таким видам работы, когда он ни от кого не зависит. И все попытки родных и близких отговорить его от участия в деятельности организации, сводятся к нулю. Поэтому здесь нужно постараться понять механизм влияния деструктивных структур на человека, понять причины, почему человек уходит в чужую религию.
Зачастую молодежь, лишенная духовных ориентиров, лишенная простого человеческого общения, не имеющая четких планов на жизнь, словно «блуждает в потемках». И кто первый протянет ему руку, чтобы вытащить из пучины одиночества, тот и будет ему лучшим другом. Это касается и веры. Зная эти психологические особенности, террористы или экстремисты втягивают таких людей в ряды своих организаций или же своего рода братства.
«Следующий момент: молодым людям, попавшим в ту или иную секту, внушают чувство исключительности, то есть, когда адепт считает себя приверженцем «чистой» религии, очищенной от новшеств и примесей. Разумеется, с учетом юношеского максимализма и незрелой эмоциально-волевой психикой, это довольно-таки благоприятная почва для насаждения радикальных идей. Кроме того, вербовщики деструктивных сект всегда ориентированы на людей, которые находятся в состоянии стресса, депрессии или апатии. Для него создают такие условия, чтобы он захотел остаться в этом братстве, ассоциировал себя с ним, и чувствовал себя его частью. В процессе обработки человека доводят до такой степени, что мир теряет краски и все вокруг имеет два цвета: черное и белое: враги и друзья. Причем в разряд врагов могут отнести даже родителей. Также неофиту внушают идею избранности, что только он может спасти этот мир. Поэтому они и идут на самопожертвование, подрывая себя, считают это священным актом. Что толкает их на такие поступки? Оказалось, это вовсе не отчаяние. У них в сознании формируют ложные идеалы и цели, дают ложную установку и после некоторых манипуляций молодой человек с улыбой на губах расстается с собственной жизнью», — отмечает теолог.
Для решения проблем терроризма и экстремизма не существует общих формул. Нужна долгая и целенаправленная работа.