Религиовед ЮКО: Откуда взялись мазхабы?

Несомненно, что у каждого человека разные интересы и различный образ жизни. И чтобы индивид был счастлив, необходимо, чтобы он жил соответственно предписанным законам. И так как исламский фикх (юриспруденция) есть собрание Божественных законов, которые в первую очередь преследуют интересы человечества, то есть, выполнение их сулит пользу, а отказ таит в себе вред и опасность. Это означает, что исламские законы охватывают все стороны человеческой жизни. Исходя из этого, фикх выстраивает в определенную систему все, в чем нуждается человек, - утверждает теолог Кайрат Ергазиев из Центра исследования проблем регилии Южно-Казахстанской области.

«Известны четыре истинных мазхаба, названных по именам основателей: ханафитский, шафийтский, маликитский и ханбалийский. Все они основывались на Коране и Сунне и имели целые разработанные юридические положения, охватывающих все стороны жизни мусульман. Естественно, возникает вопрос: откуда взялись мазхабы?» — рассуждает он.

Вполне естественно, когда между людьми возникают разногласия и различные мнения. Такое случалось и во времена Пророка (с.а.в.). В период своего зарождения и распространения при возникновении каких-либо вопросов по религиозным и житейским проблемам их решение было прерогативой Пророка (с.а.в.). Он опирался на айаты Корана или же выносил решение, совершая «ижтихад». Конечно, в те времена о мазхабах и не было речи, так как в этом не было никакой необходимости. Был Пророк (с.а.в.) и он тут же давал ответ на возникшие вопросы и делал по ним пояснения.

После его кончины решением таких вопросов занимались Умар ибн Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Абдуллах ибн Масгуд, Абдуллах ибн Умар, Зайд ибн Сабит и Айша (да будет доволен ими Аллах). Это был период сподвижников. Людям ничего не оставалось делать, как опереться на знания этих сподвижников. По мере возможности мусульмане выбирали и следовали за одним из них. Но при всем этом именно в период сподвижников стали возникать различные противоречия. Они находили правильные решения и давали ответы на насущные вопросы людей. Но вопрос мазхаба не возникал. Следующий период был периодом «табиинов» (последователей сподвижников). И со временем правильное пояснение положений Корана и сунны легло на плечи ученых-муджтахидов.

Прежде всего, необходимо выяснить: что означает слово «мазхаб»? А это очень важно, так как множество ошибочных вопросов объясняется именно незнанием и недопониманием этого.

Лексическое значение слово «мазхаб» – «ходить», «путь» и является производным от слова «захаб» (во множественной форме «мазахиб»). Слово «мазхаб» также означает «путь, по которому идут», «путь, которого придерживаются». В последующем «мазхаб» обрел форму юридическо-правовых школ.

В терминологии означает путь итикади (вероучение) и фикхи, который возник на основе иджтихада и понимания какого-либо муджтахида.  (Ученый, который, опираясь на доказательства, знает предписания шариата). Говоря другими словами, мазхаб – это собрание мыслей, иджтихадов и воззрений одного муджтахида, которые возникли в результате определенного и особого понимания вероучения Ислама, практических и вспомогательных вопросов в свете текстов. Взгляды, мысли и иджтихады (усердие, старание) какого-либо муджтахида касательно итикада (вероучения) способствуют возникновению мазхаба итикади (мазхаба по вероучению), а взгляды, мысли и иджтихады в области практического права способствуют возникновению мазхаба по фикху. Как, например, ханафитский мазхаб, мазхаб матуриди.

В течение веков четыре мазхаба охраняли исламскую религию. Даже страшно представить себе, чтобы было бы, если не было мазхабов. Если бы каждый самостоятельно изучал религию и, не изучив досконально, поступал по своему разумению, он удалился бы от Корана и сунны.

Священный Коран является главным источником религиозных законов. Но человек, получивший религиозное образование, прекрасно знает о таких терминах, как «насих и мансух» (отменяющий и отмененный). Нужно помнить, что каждый айат Корана ниспосылался по определенному случаю. Необходимо также прекрасно знать правила грамматики и морфологии арабского языка.