В своем выступлении глава нашего государства Н. Назарбаев сказал: «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье».
Как видим, глава нашего государства выразил свою точку зрения касательно религии, причем религии, соответствующей традициям и культурным нормам жителей нашей страны. Так почему же именно ханафитский мазхаб получил широкое распространение в Казахстане и учитывает ли он традиции и культуру, национальные особенности народа? Мы попробовали найти ответы на эти и другие вопросы в интервью с Кайратом Ергазиевым, специалистом-теологом ГКП «Центр исследования проблем религий» при управлении по делам религии Южно-Казахстанской области.
«Ислам как религия и духовно-религиозные основания культуры имеет большое значение в Республике Казахстан. В нашей республике Ислам имеет давние и прочные корни, глубокие традиции, и вместе с тем, свою специфику, исходящих от условий и предпосылок казахской истории и культуры. Именно этим объясняется то, что ханафитский мазхаб получил столь широкое распространение в нашем регионе. Очевидно, что не только личность великого ученого Абу Ханифы и его учеников, а также метод извлечения нужных решений позволил сформироваться этому мазхабу, как самой толерантной и мягкой школе научной мысли. Во-вторых, в своей методологии ханафитский мазхаб всегда бережно относится к тем традициям и обычаям народов, принявших Ислам, которые не противоречили основным положениям веры», — говорит специалист.
Это направление более терпеливо и с пониманием относится к различным проблемам, учитывает местные обычаи и традиции, культурные и национальные ценности. Хотелось бы отметить, что ханафитский мазхаб не отделяется от сунны Пророка (с.а.в.), а наоборот, он вместе с ним. Также, ханафитский мазхаб толерантно относится к последователям других религиозных конфессии.
Это объясняется тем, что ханафитский мазхаб в своей практике все решения выносит с учетом вселенского характера исламской религии и социального положения. Причем, выражая уважение и права других людей.
Можно слышать высказывания отдельных молодых людей, осуждающих и отрицающих организацию семи, сорока дней (поминки), которые справляют по усопшим людям. Да, в исламских первоисточниках ничего не сообщается об этом, но если учесть обширные территории нашей страны, когда люди физически не могли успеть прибыть до похорон, но более разумно, если они приедут на седьмой день или на сороковой. Необходимо помнить и о том, что люди, потерявшие близкого человека, не в состоянии принять всех людей, стремящихся выразить свои соболезнования. Поэтому некоторые предпочитают сделать это на седьмой или сороковой день.
Кроме того, известно множество айятов Корана и хадисов, которые призывают нас делать добро, встречать гостей, угощать людей, поддерживать родственные связи. И накрыв стол, мы тем самым одновременно выполняем религиозные предписания. А все эти благие деяния посвящаем усопшему.
Были случаи возникновения конфликтов, когда дети осуждали мать, выпекающую лепешки (жети шелпек) и затем угощающую ими соседей и знакомых. Но эта традиция, носящая религиозный характер, имеет глубокие корни, когда найти хлеб было очень сложно. И люди, имеющие возможности, угощали нуждающихся ради обретения милости Всевышнего. Осуждая мать, совершающую эти благие деяния, молодые люди тем самым выступают против религиозных предписаний.
Исламская религия, и в частности, ханафитская школа, направлена на сохранение спокойствия общества, на консолидацию народов и общественных групп. Критикуя или отказываясь от этого бесценного опыта, мы сами, не ведая того, можем разрушить многовековые устои, скрепляющие наши народы и способствующие миру и согласию.