Многие люди считают, что в террористы идут никчемные маргиналы с нестабильным социальным статусом, но известны случаи, когда успешные бизнесмены начинали финансировать террористические акты. Некоторые считают, что есть определенный тип людей, легко поддающихся влиянию извне. Но как объяснить то, что в составе экстремистских групп есть влиятельные, успешные и сильные люди? На это вопрос отвечает специалист-теолог Центра исследования проблем религии Южно-Казахстанской области Кайрат Ергазиев.
«По наблюдениям исследователей, основная мотивация террориста или экстремиста – это быть членом организации или же своего рода братства. Следует помнить, что зачастую молодежь, лишенная духовных ориентиров, лишенная простого человеческого общения, не имеющая четких планов на жизнь, словно «блуждает в потемках». И кто первый протянет ему руку, чтобы вытащить из пучины одиночества, тот и будет ему лучшим другом. Особенно важно, когда речь идет о вере», — говорит он.
Следующий момент: молодым людям, попавшим в ту или иную секту, внушают чувство исключительности, то есть, когда адепт считает себя приверженцем «чистой» религии, очищенной от новшеств и примесей. Разумеется, с учетом юношеского максимализма и незрелой эмоциально-волевой сферой, это довольно благоприятная почва для насаждения радикальных идей.
Наши доморощенные «саляфиты» — это людей со своей манерой поведения, внешним видом, поведением и своеобразной лексикой. Вспомним, когда 30-35 назад молодых людей привлекало движение «хиппи».
Бывает, что молодой человек ищет жизненную цель, какую-то опору в суждениях и если рядом не окажется близких людей, то существует большая вероятность попадания в разные секты. Особенно, когда у человека возникли проблемы. Нужно помнить, что деструктивные секты всегда ориентированы на людей, которые находятся в состоянии стресса, депрессии или апатии.
И в этот момент человека завлекают своеобразной благоприятной обстановкой, где все встречают с улыбкой и где все приветствуют друг друга. Для сектантов весьма важно, чтобы новичок захотел остаться здесь надолго. После попадания в такой круг, новичка стараются научить ассоциировать себя с группой, то есть, чтобы он ощутил себя частью этого братства. Для этого существуют множество методов манипуляции. Это совместные песнопения, коллективные молитвы.
Часто новичка «грузят» идеологической информацией и контролируют, чтобы учил без лишних вопросов и замечаний. Это делается для того, чтобы подавить критическое мышление и остатки воли. Чтобы оградить новичка от старых знакомых и близких, которые бы «вытащили» его, ему тут же объясняют, что вот только теперь он нашел истину и чтобы снова не впасть в заблуждение, нельзя никого слушать, кроме как наставника или «устаза». При этом новичку объясняют, что именно это учение является чистым и имеет достоверные истоки.
В процессе обработки человека доводят до такой степени, что мир теряет краски и все вокруг имеет два цвета: черное и белое - враги и друзья. Причем в разряд врагов могут отнести даже родителей. Ему внушают идею избранности, что только он может спасти этот мир, манипулируют им. В итоге он даже жертвует своей жизнью. Потому что это - люди, у которых искажены воззрения на мир и общество. К тому же, следует помнить, что в период радикализации у молодых людей происходит подмена личности. Для возвращения этих людей к нормальной жизни, необходим целый комплекс социальных, психологических мер. И основным оружием должна служить религия, так как эти люди изменились именно под влиянием религиозных догматиков, видящих мир через прицел автомата.
Для решения проблем терроризма и экстремизма не существует общих формул. Нужна долгая и целенаправленная работа.