Современная религиозная ситуация в нашей стране характеризуется как стабильная, но время от времени происходят события, вызывающие осуждение не только у простых людей, но и тех, кто считаются практикующими религиозные предписания людьми. На сегодняшний день в Республике Казахстан остро стоит вопрос борьбы с нетрадиционными культами, терроризмом и экстремизмом. Касательно этого глава государства Н. А. Назарбаев в своем послании Казахстан в стратегии «Казахстан-2050! отметил следующее: «Новый политический курс состоявшегося государства заключается в том, что мы играем важную роль в деле укрепления глобальной безопасности, поддерживаем мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом».
Эта проблема затрагивает всех без исключения. Очень важно уметь различать людей, способных совершить то или иное деяние, направленное против граждан. И здесь необходимо выделить вовлеченность отдельных представителей молодого поколения.
Терроризм – явление многомерное и многогранное по как по виду деятельности, так и по психологической структуре самих террористов. Здесь хотелось бы выделить некоторые психологические аспекты терроризма. Зачастую люди считают, что в террористы идут никчемные маргиналы с нестабильным социальным статусом, но известны случаи, когда успешные бизнесмены начинали финансировать террористические акты.
Обычно некоторые считают, что есть определенный тип людей легко поддающихся влиянию извне. Но как объяснить то, что в составе экстремистских групп есть влиятельные, успешные и сильные люди?
Когда речь заходит о терроризме и экстремизме, перед нами предстает образ молодого человека с густой бородой и укороченными штанами, который отказывается работать на государственной службе и отдает предпочтение таким видам работы, когда он ни от кого не зависит. Обычно родные и близкие пытаются отговорить или открыто высказывать ему, но прежде всего, здесь нужно постараться понять механизм влияния деструктивных структур на человека.
По наблюдениям исследователей, основная мотивация террориста или экстремиста – это быть членом организации или же своего рода братства. Следует помнить, что зачастую молодежь, лишенная духовных ориентиров, лишенная простого человеческого общения, не имеющая четких планов на жизнь, словно «блуждает в потемках». И кто первый протянет ему руку, чтобы вытащить из пучины одиночества, тот и будет ему лучшим другом. Особенно важно, когда речь идет о вере.
Следующий момент: молодым людям, попавшим в ту или иную секту, внушают чувство исключительности, то есть, когда адепт считает себя приверженцем «чистой» религии, очищенной от новшеств и примесей. Разумеется, с учетом юношеского максимализма и незрелой эмоциально-волевой сферой, эту довольно-таки благоприятная почва для насаждения радикальных идей.
Наши доморощенные «саляфиты» — это людей со своей манерой поведения, внешним видом, поведением и своеобразной лексикой. Вспомним, когда 30-35 назад молодых людей привлекало движение «хиппи».
Бывает, что молодой человек ищет жизненную цель, какую-то опору в суждениях и если рядом не окажется близких людей, то существует большая вероятность попадания в разные секты. Особенно, когда у человека возникли проблемы. Нужно помнить, что деструктивные секты всегда ориентированы на людей, которые находятся в состоянии стресса, депрессии или апатии.
И в этот момент человека завлекают своеобразной благоприятной обстановкой, где все встречают с улыбкой и где все приветствуют друг друга. Для сектантов весьма важно, чтобы новичок захотел остаться здесь надолго. После попадания в такой круг, новичка стараются научить ассоциировать себя с группой, то есть, чтобы он ощутил себя частью этого братства. Для этого существуют множество методов манипуляции. Это совместные песнопения, коллективные молитвы.
Часто новичка «грузят» идеологической информацией и контролируют, чтобы учил без лишних вопросов и замечаний. Это делается для того, чтобы подавить критическое мышление и остатки воли. Чтобы оградить новичка от старых знакомых и близких, которые бы «вытащили» его, ему тут же объясняют, что вот только теперь он нашел истину и чтобы не снова не впасть в заблуждение, нельзя никого слушать, как как наставника или «устаза». При этом новичку объясняют, что именно это учение является чистым и имеет достоверные истоки.
В процессе обработки человека доводят до такой степени, что мир теряет краски и все вокруг имеет два цвета: черное и белое. Есть две группы людей: враги и друзья. Причем в разряд врагов могут отнести даже родителей.
Также неофиту внушают идею избранности, что только он может спасти этот мир.
Были случаи, когда некоторые люди шли на самоподрыв, считая это священным актом. Что толкает их на такие поступки? Оказалось, это вовсе не отчаяние. У них в сознании формируют ложные идеалы и цели. Дают ложную установку и после некоторых манипуляций молодой человек с улыбой на губах расстается с собственной жизнью.
Для решения проблем терроризма и экстремизма не существует общих формул. Нужна долгая и целенаправленная работа.
Потому что эти люди, у которых искажены воззрения на мир и общество. К тому же, следует помнить, что в период радикализации у молодых людей происходит подмена личности. Для возвращения этих людей к нормальной жизни, необходим целый комплекс социальных, психологических мер. И основным оружием должна служить религия, так как эти люди изменились именно под влиянием религиозных догматиков, видящих мир через прицел автомата.
Кайрат Ергазиев,
Магистр теологии, руководитель отдела
ГКП "Центр исследования