Жительница Павлодара покупая молоко, заметила, что на обратной стороне пачки указан объем 950 грамм, вместо привычного и ожидаемого 1 литра, передает pavon.kz.
Павлодарка обратилась с вопросом в редакцию издания: не обманывают ли покупателей производители, поскольку расфасовка молока проводится в одинаковые пачки, в то время как объем в них разный.
«Обычно берешь в магазине привычные продукты, не глядя. Платишь как за литр, а выходит, что налили немного меньше», — отмечает горожанка.
Как пишет издание, такое явление в мировой практике маркетинга называется даунсайзинг — уменьшение количества продукта в упаковке без изменения цены. Корреспондент издания проверил ряд магазинов и оказалось, что это явление на местных прилавках — обычное дело.
Недавно проведенное исследование компанией «Лаборатория проектов» показало, что даунсайзинг повсеместно используется на казахстанском рынке. Эксперты лаборатории отмечают, что сокращение объемов на 100 грамм с килограмма приносит колоссальную пользу производителю, который пользуется стереотипом мышления потребителя.
«По данным мониторингового агентства Energyprom, в Казахстане произведено 804 миллиона литров молока. В случае использования технологии даунсайзинга средний «недолив» в отрасли может составить 10% от общего объема, что эквивалентно 80 400 000 литрам молока», — прокомментировали специалисты «Лаборатории проектов».
Розлив данного объема в упаковки по 0,9 литра составляет 89 333 333 упаковки, по средней цене 200 тенге за единицу. Таким образом, использование технологии даунсайзинга может принести производителям около 17 млрд 866 млн 666 тыс 600 тенге в год.
«Лаборатория проектов» провела и обзорный опрос общественного мнения на тему «Исследование по продуктам питания», в ходе которого выяснилось, что для 42% респондентов изменение веса/объема отдельных продуктов со стороны производителей стало новостью.
При этом 55% опрошенных считают решение со стороны производителей об уменьшении веса продукции при прежней стоимости неправомерным и необоснованным. 41% респондентов категорически не согласны с тем, что снижение веса/объема продуктов при прежней стоимости помогает производителям удерживать рост цен на продукты питания. 41% казахстанцев считает обязанностью производителя уведомлять потребителя об изменениях веса товара путем публикаций в СМИ.
Как отмечает издание, не все отечественные производители используют технологию даунсайзинга, однако, чтобы не чувствовать себя обманутым, следует смотреть не только на лицевую сторону упаковки, но и читать информацию на ее обороте. Производитель ничего не скрывает и пишет правду, за которую просит заплатить.