Сельская школа в Восточном Казахстане осталась без выпускников

В поселке Аксуат в этом году не оказалось детей, заканчивающих 10-й и 11 классы, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на сайт газеты «Дидар».

Фото взято с сайта didar-gazeti.kz

Школа — наиболее чувствительное место в жизни общества. Когда говорят: «Школа закрылась», то это означает, что у населенного пункта нет будущего.

Из поселка, где закрылась школа, люди стараются переехать в другое место. Школу можно назвать золотой сокровищницей села. Однако в последние годы в отдаленных аулах из-за недостатка учеников массово закрываются школы. Средние школы превращаются в неполные средние, неполные средние — в начальные школы, а если некому учиться в начальной школе, то закрывается и этот последний очаг образования.

Общее количество школ в Курчумском районе составляет 41. Из них — 23 являются полнокомплектными, остальные являются малокомплектными школами.

По информации директора Еркинбека Жумагулова, история поселковой школы начинается с 1931 года со времен ликбеза. Вот уже 50 лет школа дает общее среднее образование. Но сегодня в учреждении образования поселка Аксуат учатся всего 56 школьников.

Фото: didar-gazeti.kz

«Согласно постановлению правительства, в начальной школе должны учиться не менее 5-20 учеников, в неполной средней школе — от 41 до 81 учеников, а в средней школе должно быть от 81 до 180 воспитанников. К сожалению, в этом году у нас не было детей, заканчивающих 10, 11 классы. Мы беспокоимся о том, что из-за малого количества учеников нашу школу сократят и сделают неполной средней школой», — выразил свои опасения директор школы Еркинбек Жумагулов.

Как уверяет Еркинбек Жумагулов, в школе достаточно и других проблем.

«У нас есть классы, где дети разных возрастов учатся совместно. 5-6 классы занимаются вместе. В одном классе по два, иногда по три ученика. Не выработана методика преподавания в таких классах. Учителю бывает недостаточно 40 минут для преподавания в двух классах», — отметил он.

Кроме того, общая беда сельских школ — нехватка кадров. Сельские малокомплектные школы особенно нуждаются в учителях русского языка и физики. Например, в школе поселка Аксуат нет учителя физики. В настоящее время этот предмет преподает учитель математики, прошедший переподготовку. По этому поводу у Еркинбека Жумагулова есть предложения.

«Каждый год я еду и в Семей, и в Усть-Каменогорск на ярмарки вакансий. Обошел все колледжи. Мне кажется, что нужных специалистов в вузах готовят в недостаточном количестве. А кого много? Много учителей казахского языка и литературы и учителей начальных классов. Историков тоже достаточно. А физиков, математиков, преподавателей русского языка не только в нашей, но и в других школах не хватает. Я поехал в областной центр и сделал доклад по этому поводу. Я беседовал в этом году с выпускниками, обучавшимися по программе «Серпін». Но молодые специалисты не хотят ехать в глубинку. Куда стремятся попасть молодые специалисты? В районные центры, в города», — с сожалением заметил Еркинбек Жумагулов и высказал предложение готовить в вузах специалистов, способных преподавать два предмета в малокомплектных школах.

По его словам, в университете имени Шакарима в Семее уже начали готовить специалистов подобного профиля. Похоже, что в следующем году выпустится первый поток молодых преподавателей, которые получат двойные специальности.

И, с другой стороны, в сельской местности не хватает учителей физики.

«Например, в нашей школе физику преподают только в 7-8 классах. Часов мало. Да к тому же выпускник физического факультета вряд ли приедет в сельскую школу. Мы готовы создать все условия для тех, кто приедет к нам по программе «С дипломом в село», — уверяет директор школы.

На сегодняшний день в штате учебного заведения 18 учителей. Еркинбек Жумагулов подчеркнул, что 95% учителей прошли переподготовку по обновленной программе.

«Здание школы новое, сдано в эксплуатацию в 2014 году», — отметил он.