Представитель управления образования города Шымкента и директор шымкентской школы №64 имени Жусипбека Аймаутова прокомментировали шокирующие фото и видео, на которых запечатлены педагоги, спешно приводящие в порядок школу за 4 дня до начала занятий, передает ИА «NewTimes.kz».
Вот диалог с начальником отдела материально-технического обеспечения управления образования Шымкента Асауовым Пазылханом Жолдасовичем.
— По поводу 64-й школы — там учителя не привлекались к работе. Подрядная организация полностью сама сделала работу. Только учителя там свои кабинеты мыли, почистили, парты расставили. Никто из учителей не привлекался к строительным работам.
— Наши инсайдерские источники сообщили нам, что учитель труда Мажит Арапбаев собственноручно штукатурил стены своего кабинета.
— С ними тогда надо переговорить. А уборкой наши учителя занимались в своих кабинетах.
— Вы — чиновник, представитель государственной власти. Ходить с тряпкой, убираться — это по закону прямая учительская обязанность?
— По закону — нет.
— Как должностное лицо, как вы к этому относитесь?
— Я против.
— Какие меры вами будут предприняты?
— Сперва надо доказать...
— Но вы ведь сами признали, что учителя ходили с тряпками и убирались. Потом добавили, что это незаконно. И что вы — против.
— Свои кабинеты они должны очищать.
— По закону учителя обязаны ходить с тряпкой и убирать в кабинетах или коридоре? В законах есть это?
— В законе нет этого. Надо выяснить, кто там работал, и мы будем наказывать, если они там работали.
— В новости, которая опубликована на сайте ИА «NewTimes.kz», есть видеоролик, где видны лица тех, кто работал.
— Нет. Это не учителя были. Учителей не привлекали.
— Как уполномоченный чиновник от управления образования города Шымкента скажите, какие меры будут предприняты в отношении руководства данной школы?
— Если нарушения будут доказаны, то директор школы будет наказан.
— Какое наказание?
— Строгий выговор либо просто выговор.
— Предположим, что директору вынесут строгий выговор. Будет ли это гарантией того, что учителей больше не будут привлекать к работе, не связанной с их профессиональными обязанностями?
— Не будут привлекать.
— Вы как чиновник обещаете, что больше не будут допущены ситуации, когда учителя моют и подметают?
— Обещаю. Директор говорит, что она никого не заставляла, все сами вызвались работать.
— Вы, как взрослый человек, верите этому?
— Каждый человек свой кабинет должен чистить.
— Но вы ведь только что признали, что мытье и уборка не входят в профессиональные обязанности педагога.
— Каждый человек должен убирать свое рабочее место.
— Нет. Не должен, если это не входит в его обязанности. Я, например, не убираю свое рабочее место. Для этого есть техничка.
— Но пыль-то вы смахиваете?
— Нет. Не смахиваю. Когда человек устраивается на работу, он подписывает договор, где указаны обязанности, которые он должен выполнять. Я договор подписывала, и там не было такого, что я должна пыль вытирать. Учитель тоже подписывает договор. В этом договоре написано, что учитель обязан мыть полы и подметать?
— Но ведь в своем кабинете он должен убирать.
— В трудовом договоре присутствует эта обязанность?
— Но ведь чисто по-человечески каждый человек должен убираться на своем рабочем месте. Правильно?
— Нет. Не должен.
— Все. Я кончил.
Фото: NewTimes.kz
Корреспондент поговорила и с директором школы №64 имени Ж.Аймаутова Зейнегуль Атабековной Асылбековой.
— Учителя не «доделывают» ремонт. После того, как подрядчики закончили ремонт и убрали за собой, мы убираем и чистим за ними. Мы не удовлетворены тем, как они убрали за собой. Мы у себя дома за рабочими, делавшими ремонт, тоже ведь убираем?
— Как директор, вы считаете школу своим домом или государственным учреждением, куда распространяются законы нашей страны?
— Да. Считаю государственным учреждением.
— Соответствует ли законам страны то, что учителя привлекаются к работе, не связанной с их профессиональными обязанностями?
— Во-первых, на учителей нельзя никогда оказывать давление. Если они сами выходят с предложением убраться на своих рабочих местах, вытереть пыль, я не могу возражать.
— У учителей имелась альтернатива? Допустим, существует проблема, заключающаяся в беспорядке, который остался после ремонта. Эту проблему, к примеру, можно решить разными путями — привлечь к ответственности подрядную организацию, изыскать средства и нанять клининговую компанию, предложить учителями самим убраться и так далее. Предложили ли вы, как директор, несколько вариантов, хотя бы два варианта решения данной проблемы, из которых учителя могли бы выбрать? Ведь только при нескольких имеющихся вариантах решения можно говорить о свободе выбора и отсутствии давления с вашей стороны?
— Если бы учителя не убрались, то сидели бы в таком виде, в котором оставила подрядная организация. Только вытерли бы пыль.
— Входит ли это в профессиональные обязанности учителя?
— В профессиональные обязанности не входит.
— Значит, это незаконно?
— В интересах народа существует такая традиция, как «асар».
— Но это государственное учреждение. А вы признаете, что законы государства действуют и в школе. Скажите, как директор, у учителей был выбор — мыть или не мыть? Альтернатива была?
— Каждый предложил почистить там, где сидит, и каждый убрался там, где сидит.
— На видео отчетливо видно, что учителя моют вестибюль. Они «сидят» в вестибюле?
— На видео среди них есть и я. В пестром платье, наклонившись сижу.
— Вы утверждаете, что каждый учитель сам вызвался убирать в школе. Но при этом признаете, что привлекать учителей к деятельности, не связанной с их профессиональной деятельностью — незаконно. Если не вы их подтолкнули к таким действиям, а они сами, что вам мешало, пользуясь властью, остановить их?
— А почему я должна это делать?
— Потому что это незаконно. Они это не должны делать. Представьте, что в вашей школе сейчас начнут что-то незаконное делать — например, торговать наркотиками. Вы тоже не вмешаетесь и не остановите людей?
— Я на собрании сказала: «Не делайте это. Завтра будете сами упрекать, что вас заставили!». А они настаивали, что возьмутся за уборку и все уберут. А что тут такого? Я сама в тот день вместе с учителями мыла и убирала.
— Вы знаете, что привлекать учителей к деятельности, не связанной с их профессиональными обязанностями — незаконно?
— Да?
— А что с вашим учителем физкультуры, который таскал парты со спортивной площадки во дворе на третий этаж? Он надорвался и сейчас лежит в кардиологическом отделении больницы. Почему он таскал парты? Это его обязанность?
— Мы все таскали парты.
— Вы считаете это нормальным?
— Ненормально, конечно.
— А то, что учитель труда штукатурит свой кабинет?
— Он не штукатурил свой кабинет.
— Он это делал вчера.
— Я не давала ему такого поручения.
— А у него был выбор? Вы ему выбор предоставили? Например, такой: «Я вызываю рабочих подрядной организации, получившей миллионы из госбюджета за капитальный ремонт в нашей школе, чтобы они довели до «ума» твой кабинет, либо ты сам это сделаешь».
— Нет. Я не предлагала.
— Значит, он самоуправством занялся?
— Учителя сами настаивали на том, чтобы зайти в школу и убраться там везде.
— Человек поднимал парты на третий этаж и чуть не умер. Где вы были в это время?
— Наверное, не из-за парт он надорвался.
— В тот день он таскал парты, затем после обеда пошел домой, где его схватил сердечный приступ, и сейчас он лежит в отделении кардиологии. Вы в курсе?
— Да, я в курсе.
— Почему вы не наняли рабочих, которые таскали бы парты? Разве это учитель должен делать?
— А кто нам это будет делать?
— Вы хотите сказать, что это должны делать учителя?
— Мы все сами делали — и выносили парты и обратно заносили.
— Но ведь это незаконно!
— Мы всю жизнь так делаем.
— Всю жизнь нарушаете законы?
— Почему всю жизнь?
— Допустим, только вчера. А если серьезно, вы осознаете, что на вас смотрят дети, и вы подаете им пример, что законы нарушать можно и даже целой толпой. Мне просто интересно, вы каких детей собираетесь такими примерами воспитывать?
— Золотце мое, я не считаю, что совершила какое-либо нарушение. Я просто хотела, чтобы первый звонок зазвенел вовремя, и мы достойно встретили детей.
— Чтобы наш читатель поверил, что учителя якобы сами вышли с инициативой выполнять роль рабочих и клининговой компании, до читателя нужно донести, что у учителей имелся выбор, имелась некая альтернатива решения проблемы. Когда выбор без выбора — это давление. Вы им предложили такую альтернативу?
— Нет. Я им не предлагала. Они сами решили, и все.
— Как здоровье учителя физкультуры, таскавшего парты?
— Хорошее. Вчера мы к нему сходили.
— Какой диагноз у него?
— Он сам не знал, что болеет сердечной болезнью.
Фото: NewTimes.kz
Между тем начальник управления образования города Шымкента Акерке Абылайхан сегодня на собрании с участием директоров школ и представителей СМИ заявила, что с учителей скоро снимут обязанность принимать участие в строительстве и капитальном ремонте школ. Об этом на своей странице в Facebook’е сообщила журналист Малика Абдалиева.
«Начиная с этого года, строительство новых школ и капитальный ремонт зданий учебных заведений будут переданы управлению строительства, а мы должны заниматься только образованием», — подчеркнула Акерке Абылайхан.
Ее слова были приняты с одобрением.
«Это слова не чиновника, а учителя!» — с удовлетворением заметила журналист.
Фото: facebook.com/malika.abdaliewa
Напомним, предстоящий учебный процесс в школе №64 имени Ж.Аймаутова в Шымкенте оказался на грани срыва. В школе не было мебели, а весь педагогический коллектив лихорадочно доделывал ремонт за организацию, получившую на это финансирование из бюджета.
«На капитальный ремонт здания школы выделены миллионы, и я не хочу вдаваться в подробности, на что потрачены немалые деньги из бюджета страны. Но разве это нормально — мы, вернувшись из отпуска, вынуждены доделывать ремонт своими руками?
Женщины отмывают поверхности от последствий ремонта, белят и красят кабинеты, мужчины штукатурят. Также нас заставили приводить в порядок территорию вокруг здания.
Кто пойдет в пединститут, чтобы работать в нашей профессии, после такого унизительного обращения с учителями?» — возмутилась преподаватель школы.