Молодежь чаще всего подпадает под влияние деструктивной религиозной пропаганды, которая представляют угрозу общественной безопасности, институту брака и семьи, физическому и психическому здоровью человека. Во время своего визита в Западно-Казахстанскую область психолог-консультант и психотерапевт, учредитель «Сообщества психоаналитической психотерапии» г.Алматы и общественного объединения «Профессиональная психологическая лига» г.Нур-Султан Марина Букашова рассказала о психологических аспектах вовлечения молодых людей в деструктивные религиозные организации.
– Как известно, представители деструктивных религиозных течений используют вербовку людей – это не разовая акция, а целенаправленный процесс воздействия одних людей на других. Каждый этап вербовки четко спланирован. Во время вербовки ничего не подозревающим людям навязывается система ценностей той или иной секты. В самом начале с вами просто познакомится приятный симпатичный человек – наводчик, с которым у Вас «как окажется» есть общие интересы или увлечения. Знакомство может состояться как в реальности, так и в интернете, причем в интернете даже проще - притворяться легче. Вы начнете общение, и окажется, что у вас много общего или просто совпадают взгляды на жизнь. Этот новый знакомый настолько будет хорошо понимать вас, что вполне способен стать вашим другом, любимым человеком, учителем или гуру.
Если вербовщик профессионал, то у любого замкнутого и неуверенного в себе человека появится надежный, понимающий друг, у одинокого – любовь, у неформала и индивидуалиста – осознание своей исключительности, ценности и избранности. Заблудившийся в жизненных ценностях, получит помощь в поиске истины и своего предназначения. Жаждущий славы, но прозябающий в неизвестности, увидит в новом друге возможность прославиться. Тех, кто остро чувствует несправедливость общества и его расслоения, заинтересуют возможностью и моделью другого общества с равными возможностями. И всем нуждающимся людям достанется от замаскированного вербовщика и понимание, и признание, и сочувствие, которых не всегда достаточно в повседневной современной жизни. А во время общения, конечно, люди рассказывают о себе, наводчик эту информацию собирает, анализирует и использует. Потом передаёт эти аналитические данные вербовщику, который просто организует встречи по интересам или ведет беседы о религии.
Именно в таких ситуациях проще заложить фундамент для псевдоценностей. Это могут быть группы по интересам и увлечением, изучение иностранных языков, распространение косметики или посуды, курсы различного массажа, просветляющие семинары развития и личностного роста, тренинги женских практик и изотерические группы, где кроме таких специальных занятий будут предлагать встречаться с «духовными наставниками и гуру», изучать религиозную литературу.
В зависимости от состояния человека к нему подбирают разные методы воздействия, за время общения наводчик достаточно хорошо изучает «жертву». Могут применить взлом сознания, такому методу, в основном, подвержены женщины. Обещание места работы с эффективным карьерным ростом, где тебя будут признавать и уважать. Вовлекают желающих выйти замуж и уехать за границу. Девушкам и женщинам обещают большую и чистую любовь с настоящим мужчиной. Дают надежду на счастливую семейную жизнь — еще один способ вербовки. Девушки от 18 до 35-ти лет - идеальные кандидаты на вакансию смертницы. Вербуют мужчин в новые рекруты и боевиков, но при этом скрывают, что срок жизни в боевых действиях - не более 3 месяцев. В деструктивных организациях различного религиозного толка на рекрутов оказывают воздействие с помощью специально разработанных методов и к этим методам относятся: активное одобрение и поддержка. Как только в такие секты приходит новичок, его принимают без всяких условностей, дают массу одобрений и все это подкрепляется любовью – «бомбардировка любовью».
Во время бесед вербовщики могут использовать различные методики воздействия на душевное состояние человека, применяются очень часто приемы введения в транс, через дополнительные воздействия, такие, как музыка, песнопения, чтение и заучивание длинных текстов, дыхательные и физические упражнения, элементы гипноза, групповые ритуалы и обряды, например, посвящения в «свои». Зачастую применяется и психотропное воздействие – алкоголь, галлюциногены и другие наркотические вещества при приеме различных жидкостей – они создают положительный эмоциональный настрой по отношению к этим людям, и ослабляют критическое мышление и способность здраво рассуждать.
Очень эффективно проходит вербовка через социальные сети. Агитаторы- вербовщики привлекают внимание людей темами, вызывающими споры. Потом выходят на связь с теми, кто принял участие в обсуждении, более подробно «прощупывают» человека, определяют его интересы, больные темы и, исходя из этого, предлагают свое участие, а затем призывают в свои ряды.
Как можно понять, что человек попал под влияние ДРТ? Во-первых, у него меняется лексик, появляются слова, не характерные для его социальной группы, «новые» друзья из другой социальной группы, которые не сообщают сведения о своей предыдущей жизни и не знакомятся с семьей. Резкое изменение пищевого рациона. Меняется отношение к чему-либо – пересмотр роли женщин, смена гардероба, вымывание парфюма. Меняются стереотипы привычного и повседневного поведения – человек резко может бросить пить и курить, перестает ругаться – происходит усвоение новых правил жизни. Человек может демонстративно себя вести – совершать молитву при всех. Происходит внезапная и избыточная увлеченность силовыми единоборствами, стрельбой, мистикой, специальными компьютерными играми. На электронной почте можно увидеть большое количество писем от «новых знакомых», постоянные телефонные звонки и смс-сообщения – дистанционный контроль.
Последняя стадия психологического подавления воли человека – фанатизм на почве религии. Именно от фанатиков потом происходит переход человека к экстремистским убеждениям и террористическим действиям. Проблема религиозного фанатизма лежит в плоскости проблем развития культуры. Фанатичная позиция индивида, религиозной группы связана с культурным уровнем и продиктована отрицанием права на свободный выбор другого. В отношениях людей фанатизм порождает такие антиценности, как нетерпимость, недоброжелательность, враждебность, агрессивность. Фанатичность не оставляет места для толерантности, он является иллюзорно-деструктивным способом социального действия, основанным на фанатической идеологии и осуществляемым людьми фанатического склада психики, объединяющимися в фанатическое сообщество или организацию. По своей сути религиозный фанатизм - это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств.
Чтобы оградить молодежь от влияния ДРТ, нужно вовлекать их в социальную жизнь, помогать развивать свое дело, учиться и не отгораживаться от внешнего мира.