Для того, чтобы правильно понимать события, связанные с религиозным экстремизмом, и освещать их для широких масс, нужно знать, что из себя представляют люди, попавшие под влияние деструктивных религиозных организаций. Именно этим в течение многих лет занимаются павлодарские ученые, психологи Куралай Алина и Наталья Фурсенко, которые провели в Уральске Западно-Казахстанской области семинар для журналистов, пишущих на тему религии.
Проанализировав собранные данные, психологи составили социально-психологический портрет сектанта. Подавляющее большинство осужденных по статье за религиозный экстремизм и терроризм – молодые люди от 25 до 35, в основном, казахи, исповедующие ислам. 95% из них имеют среднее образование, склонность к здоровому образу жизни и так называемый внешний локус контроля. То есть, они считают: за всё, что происходит в их жизни, ответственность несёт кто-то другой – родители, общество, и, в конечном итоге, Аллах. Все люди, ищущие истину в радикальной секте, изначально имеют склонность к религиозной зависимости.
Ученые провели большую исследовательскую работу в четырёх пенитенциарных учреждениях Павлодарской области – работали с 86 осужденными по статьям, связанным с экстремистской и террористической деятельностью. Совместно с Генеральной прокуратурой РК реализовали республиканский проект: психологи изучили более 700 осужденных по всем регионам Казахстана. Своими наблюдениями и выводами затем поделились с общественностью.
Во всех областях были проведены обучающие семинары с представителями государственных учреждений, школьными психологами, врачами, сотрудниками правоохранительных органов, теологами, студентами.
«Мы ставили задачу – составить социально-психологический портрет человека, попавшего под влияние тоталитарных сект, — говорит Куралай Жумкеновна. — Для этого четыре раза в неделю проводили индивидуальные и групповые занятия в исправительных учреждениях. Начиналось всё сложно. Осужденные отказывались от диалога, позволяли себе грубые выпады. Люди, приверженные радикальным религиозным течениям, имеют свой взгляд на то, как должна выглядеть женщина, и было тяжело расположить их к себе».
Психологи вели откровенные беседы с осужденными, темы касались мировоззрения и личного отношения к религии. По итогам изучения психологии этой категории осужденных специалисты сделали вывод, что в современном казахстанском обществе нет споров между атеистами и верующими, зато есть непримиримые позиции внутри христианских и мусульманских течений.
«Приверженцы сект в большой степени зависят от ритуала, — комментирует Куралай Жумкеновна. — Им важно, например, сколько поклонов нужно совершить – тогда свой долг перед Богом они считают выполненным. Некоторые представители тоталитарных сект отстаивают убеждение, что Бог сидит на троне, а другие не менее рьяно доказывают, что не сидит. Я, конечно, утрирую, но суть заключается именно в этом. То есть, фанатики занимаются не идеей Бога, а его образом».
Куралай Алина и Наталья Фесенко опубликовали свои исследования в республиканских и зарубежных изданиях, выступали площадках других государств. Материалы, собранные ими, помогают организовывать профилактическую работу по предотвращению распространения радикальных взглядов в обществе.