В начале 90-х годов в Казахстане насчитывалось около 700 общин различных религиозных течений, сект и культов, принадлежащих к 7-8 направлениям. К сегодняшнему дню их количество увеличилось до 3000.
Чтобы не оказаться в сомнительном положении имамы и христианские священники Западного Казахстана призывают к исповедованию религии только в традиционных формах.
Впрочем, секты действуют осторожно. Не обязательно вас будут затаскивать к ним силой, все может быть гораздо сложней. К примеру, для отвода глаз могут пригласить на курсы изучения иностранного языка, кружок йоги или секцию восточных единоборств. Активные, грамотные вербовщики заманивают мастер классами, курсами по кулинарии, бесплатными тренингами по психологи.
И когда вы уже там, начинается осторожная обработка, та самая бомбардировка любовью, рассказывает руководитель общественного фонда «Центр изучения прав человека «Акжайык» Канагат Нурмухамбетов из Западно-Казахстанской области.
Сотни улыбающихся лиц, громкая музыка и пение – все это, по его словам, напрямую воздействует на психику. И в отсутствие критического мышления внушить человеку можно все, что угодно. К тому же сектант, как наркоман, выйти из такой зависимости сам зачастую не может.
На фотографию мужа жительница ЗКО Салима (имя изменено) не может смотреть без слез. Они прожили в браке более 20 лет, пока он не стал кардинально меняться. Его настроение и отношение к семье, супруге стало другим.
Мужчина стал замкнут и агрессивен. Из дома стали пропадать деньги и ценные вещи, зато появлялась сомнительная литература на религиозную тематику. С детьми и женой он разговаривать не хотел, объяснял, они для него теперь прошлое, с которым окончательно покончено.
Недавно муж ушел из дома. Где живет глава семейства - ни Салима, ни дети не знают.
Как поясняют специалисты по делам религий Западно-Казахстанской области, отрезать адепта от семьи и окружения близких - одна из главных задач деструктивного культа. За последнее время в Казахстане количество религиозных течений, отходящих от традиционных заповедей христианства возросло, тоже самое с исламом.
Названия разные - Хизбут-тахрир, таблиги-джамаат, ахмадиа, салафизм, ваххабизм. Но, какие бы не брали они «имена», благих намерений эти организации точно не имеют.
Другой житель ЗКО Мурат долго не общался с родителями. По его недавнему мнению, они неправильно жили. Он даже отказывался от еды, потому что мать готовила без соблюдения всех религиозных правил. Родители признаются, уже отчаялись вернуть своего ребенка в семью, но произошло настоящее чудо.
Он словно проснулся ото сна и уже трезвыми глазами взглянул на мир. Нетрадиционное религиозное течение, по которому он долго плыл, запрещало любые отношения с родней и друзьями. И он следовал этим правилам.
Но однажды совершенно случайно познакомился с имамом мечети, они много разговаривали, и Мурат прозрел, понял, что глубоко ошибался. Бог не может настраивать человека против родителей и заставлять делать кому-то больно.
Беседы дали ему возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Критическое мышление заработало.