В основу концепции Smart Almaty легли баланс интересов экономики, экологии и общества, прагматизм и открытость инициативам, ориентир на результат. На основе лучших мировых практик и потребностей алматинцев определены семь ключевых направлений развития «умного» города: транспортная система, безопасный город, жилищно-коммунальное хозяйство, государственные услуги, экономика, образование и здравоохранение.
Оценка зрелости Алматы по шкале smart позволила определить уровень мегаполиса в сравнении с городами — лидерами в развитии технологий. Эта методология дала оценку более тысяче городов Европы и США. Алматы почти дотянулся до 2 баллов из 5 максимальных, продолжил он. 4 балла получили Сеул, Сингапур, Дубай. Барселона, Лондон, Нью-Йорк и Москва заработали 3 балла, Будапешт и другие города Восточной Европы — 2 балла.
Исследование выявило следующие слабые стороны Алматы: недостаточное видение стратегии развития, недостаточная культура восприятия инноваций, невыстроенные каналы управления инвестициями, недостаточное взаимодействие с гражданами, применение устаревших методов анализа и управления данными.
Для того чтобы исправить ситуацию, акимат определили 7 базовых проектов, которые помогут Алматы «поумнеть».
Первый — улучшение качества окружающей среды и сервиса как среди госорганов, так и в частном бизнесе. Алматы должен стать городом для людей, а не для машин.
«Для формирования общественных пространств привлекаются урбанисты, вместе с жителями Алматы будут разработаны эскизы парков, скверов», — пояснили в акимате.
Второй проект обеспечит городскую мобильность. В Алматы почти миллион машин, и треть из них иногородние. С транспортными проблемами сталкивались в Нью-Йорке, Шанхае, Риме и других мегаполисах. Уличная сеть перегружена, поэтому городские власти задумали провести масштабную транспортную реформу по опыту других стран. Но она наталкивается на серьезное сопротивление в городе, заметил аким.
Для обеспечения прозрачности перевозок внедрена транспортная платежная карта. Уже продано 1,3 млн карт, то есть ими обеспечено 70% населения. Для разгрузки проезжей части наводится порядок на стоянках, устанавливаются инновационные паркоматы.
Завершается комплексный пересмотр схем дорожного движения, внедряются выделенные полосы, их протяженность в этом году достигнет 100 км. Закупаются новые комфортабельные автобусы, и первая партия уже прибыла в Алматы. От микрорайона Орбита до Зеленого базара создадут единый велокоридор протяженностью 21 км. Проект реализуется за счет средств инвесторов, город получает дополнительный доход, снижается доля теневой экономики, уточнил Байбек.
«Четвертый проект — доступный сервис для жильцов. Ежегодно на работу КСК поступает более 2 тысяч жалоб. Для повышения качества обслуживания домов акимат усилил контроль работы КСК, публикуется их отчетность, в каждом пятом КСК проведен аудит. Кроме того, появились правила расходования бюджетов КСК, утверждены тарифы по содержанию и ремонту домов, аренде свободных помещений и подготовке к отопительному сезону», — добавили в горадминистрации.
Пятый проект — открытый бюджет. В рамках проекта «Алматы 2020» бюджет города пересмотрели, необходимые для развития города средства увеличены на 44%. Но при этом все государственные организации должны публиковать свои бюджетные проекты и отчеты по ним. На сегодняшний день 54% городских управлений не обнародовали свои бюджетные программы, 75% не предоставили отчеты об их реализации, заметил Бауыржан Байбек.
Шестой проект — открытые данные. Многие госорганы держат свои данные закрытыми. Мы должны разрушить монополию на их владение. Это создает коррупцию. Нами открыты данные на портале «Алматы генплан», размещены схемы красных линий, мощности тепловых и электросистем, водоснабжения. Это в два раза сократило время на разработку инженерных проектов.
И последний, седьмой проект называется «Безопасный город», где люди 24 часа в сутки могут гулять по улицам с инфраструктурной безопасностью. В Алматы 5 лет назад внедрен цифровой мониторинг правонарушений. С помощью камер зафиксировано более 2 млн правонарушений правил дорожного движения.