Комфортный город: Транспортную реформу обсудили на международной конференции в Алматы

В портфеле концепции Smart Almaty присутствуют проект «Устойчивый транспорт города Алматы».

В южной столице проходит международная конференция проекта «Устойчивый транспорт города Алматы», инициированного акиматом города, Программой Развития ООН и Глобальным Экологическим Фондом, передает ИА «NewTimes.kz».

Для системного решения важнейших вопросов города определены 7 ключевых проектных направлений Smart Almaty: Комфортный город, Open Almaty, Доступный сервис для жильцов, Открытый бюджет, Открытые данные, Интеллектуальная транспортная система, Безопасный город. На сегодня уже есть конкретные результаты.

В своем приветственном выступлении аким Алматы Бауыржан Байбек отметил, что сегодня в городе разработана комплексная схема организации дорожного движения до 2023 года, включающая в себя общие векторы направления развития транспорта, часть из которых уже реализована.

Так, запущены выделенные полосы для общественного транспорта протяжённостью 96 км, что увеличило среднюю скорость движения подвижного состава в 1,5 раза, а пассажиропоток - на 30%. Организовано одностороннее движение на улицах Курмангазы и Шевченко. Введение платных парковок позволило снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и увеличить выплаты в бюджет в пять раз. Создан велокоридор от мкр. «Орбита» до Зеленого базара, в городе установлено 200 велостанций на 1 730 велосипедов. Благодаря созданию рыночных отношений и выводу из тени доходов обновляется автобусный парк города, за счет бюджета и частными перевозчиками закуплено 675 новых автобусов разной вместимости. Реализуется проект BRT, ведется подготовка проекта ЛРТ, продолжается строительство линии метрополитена.

Аким Алматы отметил, что проводимые в городе реформы реализуются в соответствии с программой «Алматы-2020», принятой по принципу краудсорсинга после открытого обсуждения со всеми группами населения, экспертами, международными институтами, бизнесом, общественными организациями и др.

«Очень важный аспект, как сказал наш Президент в Пяти институциональных реформах – это новые взаимоотношения власти и населения, это прозрачность и подотчетность. В нашей программе один из приоритетов называется «Город активных граждан». Мы гордимся тем, что алматинцы очень активные. Мы можем оперативно реагировать, опираемся на них, и горожане помогают нам в решении актуальных вопросов. Второй большой аспект, на который мы опираемся в своих реформах – это стандарты ОЭСР, которые прописаны во всех ключевых документах нашей страны. Нам очень важно реализовать Национальную стратегию на местном уровне, чтобы это все декомпозировать в конкретных индикаторах и действиях. Ключевой вопрос и основной приоритет программы «Алматы-2020» - это экология. Все, что мы делаем – транспортная реформа, создание пешеходных зон и велоинфраструктуры, введение платных парковок, выделенные полосы и обновление автобусного парка, перевод ТЭЦ на газ и запрет на строительство высоток южнее проспекта Аль-Фараби, все это направлено на улучшение экологии», — отметил Бауыржан Байбек.

В ходе двухдневной конференции с участием представителей государственных органов, международных экспертов из Барселоны, Вены, Батуми будут представлены результаты, достигнутые проектом, и озвучены рекомендации по дальнейшему продвижению устойчивого транспорта и городской мобильности в городах Казахстана.

«Устойчивое развитие городов невозможно без развития транспортной системы. Транспортная реформа считается одной из самых сложных в любом мегаполисе. Важным достижением проекта ПРООН «Устойчивый транспорт» стала разработка КСОДД до 2023 года – этот документ предложил интегрированный подход к транспортному планированию и сейчас мы видим положительные результаты в транспортной сфере Алматы. За последние годы интенсивность использования личного транспорта снизилась с 50% до 41% в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего передвижения. Я думаю, что опыт крупнейшего мегаполиса страны станет катализатором изменений по всему Казахстану», — сказала заместитель постоянного представителя ПРООН в Казахстане Мунхтуя Алтангерел.

Иностранные консультанты проекта отметили, что был проведен качественный анализ транспортной системы Алматы, получен необходимый опыт местными исполнителями, определен вектор дальнейшего развития. Для более успешного развития транспортной системы и в других городах необходимо создание национальной стратегии по улучшению общественного транспорта, совершенствование законодательства, подготовка кадров, внедрение новых технологий.