В южной столице активно сносят незаконные киоски и ларьки. Повсеместно убирают заборы, расширяя тем самым общественное пространство для горожан. Цифры и масштабы для Алматы, можно сказать, беспрецедентные. Причем все это делается не спонтанно, налицо четко спланированная и выверенная работа.
Развивается город по плану, принятому два года назад. Дополнительные штрихи этому документу придал серьезный экспертный анализ, в котором приняли участие специалисты всемирно известной компании «МcKinsey&Company», обладающей лучшим международным опытом в области градостроительства, архитектуры и стратегического планирования городов. В итоге программа развития «Алматы 2020» была разработана с учетом мировых практик и подходов к управлению лидирующими городами, и при этом, что очень важно, они были «приземлены» и адаптированы к местным условиям. Из массы вариантов, с успехом реализуемых во многих мегаполисах мира, власти южной столицы выбрали те, которые наиболее гармонично вписываются в вектор дальнейшего развития города.
Формирование нового облика Алматы – это не только реализация задач, поставленных главой государства, но и адекватный ответ на меняющиеся правила игры в цивилизационном устройстве. Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы, присущие многим мегаполисам во всем мире, свидетельствуют о том, что современный город находится на пределе своих возможностей. И с каждым годом ситуация будет только осложняться. Сегодня 3,6 миллиарда населения планеты живут в городах, а к 2050 году, по данным ООН, обитателями мегаполисов станут 85 процентов землян. И в этих условиях, как отметил несколько лет назад Бауыржан Байбек, «на первый план выходит не только конкуренция стран, но и конкуренция мегаполисов». Поэтому в отличие от прежних программ, по которым развивался Алматы, в нынешней ключевым подходом стала оценка конкурентных преимуществ города, основанная на международных рейтингах.
В индексах, оценивающих экономические индикаторы развития, южная столица соответствует уровню средних мегаполисов. По рейтингам социальной среды наблюдается умеренное отставание от уровня средних городов. А вот по показателям инфраструктуры и экологии оно более существенное. Исходя из этих данных, были вычленены плюсы и минусы жизнедеятельности Алматы, которые и позволили властям города «взяться за усиление конкурентных преимуществ, нивелируя риски, возможные при бурном развитии».
К преимуществам южной столицы отнесены развитая сервисно-ориентированная экономика; относительно высокая платежеспособность населения; высокий уровень развития человеческого капитала; развитая образовательная инфраструктура; развитая спортивная инфраструктура; уникальная природа; значительный транспортно-транзитный потенциал. Проблемными же зонами мегаполиса названы растущий уровень преступности, значительное миграционное давление; неблагоприятная экология; высокая загруженность автодорог; высокая степень износа ЖКХ-инфраструктуры; диспропорция в развитии районов города, недостаточная обеспеченность жильем; безработица, в том числе скрытая; недостаточная скоординированность местных органов.