Как измерить инновации?

Инновации стимулируют производительность, тем самым обеспечивая рост рабочих мест и благосостояния. За счет чего поддерживаются системы здравоохранения, образования, обороны и социальной защиты. Одним словом, инновации действительно важны. Правительства, бизнес и ученые зациклены на этом. Нам нужно знать, что работает, а что нет и почему, а это означает измерения и оценку. Но можем ли мы действительно измерить инновации? Правильно ли мы это делаем или наши показатели больше подходят для предыдущих периодов, чем для четвертой промышленной революции?

В эпоху четвертой промышленной революции все инновации носят комбинированный характер. Руководители государственной службы здравоохранения Англии и бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт признают этот факт. Практически никакие нововведения нельзя отнести к одному источнику. Например, iPhone, возможно, был результатом работы Стива Джобса, Джони Айва и команды блестящих инженеров и дизайнеров, но он был также продуктом инноваций под руководством правительства США, таких как GPS и, конечно же, Интернета. Было бы конечно смешно приписывать такие изобретения, как iPhone, только государству, но в то же время действительно существует очень мало оригинальных идей. Большинство успешных инноваций зависят от исполнения, а не от самой идеи, которую могут одновременно разрабатывать многие компании. Эстетически похожий LG Prada появился незадолго до iPhone, и до него было много телефонов с сенсорным экраном, но ни один из них не оказал определяющего влияния на iPhone. Однако сложность измерения инноваций не должна удерживать нас от таких попыток.

Объект измерения инноваций

Хорошая политика может привести к улучшению показателей. Программа ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA), оценивающая успеваемость школьников по математике, естественным наукам и чтению, повысила результаты в некоторых странах. Она сыграла важную роль в выдающемся успехе в сфере образования Сингапура. Также статистические данные о причинах смертности значительно повлияли на переориентацию ресурсов здравоохранения в профилактику заболеваний, что повысило продолжительность жизни.

Но измерение инноваций проблематично и это трудная задача.

Индикаторы должны учитывать множество различных форм инноваций с сильно различающимися мотивами, процессами развития и последствиями. В прошлом существовала возможность выявить инновации в конкретных организациях, командах или отдельных лицах. В настоящее время инновации чаще всего объединены в сеть между несколькими участниками, что усложняет их измерение. Сбор данных об инновациях затруднен из-за стремления унификации и упрощения показателей в разных странах. И эти требования не отражают сложные и часто разнородные составные части инноваций, не говоря уже о выявлении негативных последствий, вроде фреона в холодильниках.

За последние 60 лет переход от товарной экономики к экономике услуг изменил характер исследований и разработок. Традиционные индикаторы, такие как инвестиции в исследования, разработки и патенты, хороши, когда инновации в основном происходят в крупных производственных компаниях, но имеют ограниченную ценность, когда большая часть действий связана с услугами, бизнес-моделями и предпринимательскими стартапами. Многие инновации не зависят от традиционных инвестиций и процессов исследований и разработок и защищены не формальными правами интеллектуальной собственности, а скоростью изменений и секретностью вокруг них. И это затрудняет их измерение.

Большой опыт был накоплен путем опроса фирм, вводят ли они инновации и в каких формах. Например, Сообщество исследований инноваций в ЕС координировало работу национальных статистических агентств по сбору обширных данных об инновационности регионов и секторов ЕС. Но самооценка инноваций может быть субъективной и её трудно калибровать. Мы знаем о ведущих мировых инновациях в области инфраструктуры и ресурсов, которые не учитываются, и наоборот, фирма, которая была признана инновационной в государственном опросе, оказалась парикмахерской, использующей новое средство окрашивания волос.

Необходимы другие критерии: являются ли инновации новшеством на мировом, региональном или отраслевом уровне или просто новшеством  для данной фирмы? Является ли это адаптация существующего продукта или услуги к новому рынку инновацией?

Характер и оценка активов, которые используются в производстве,  значительно изменились в период четвертой промышленной революции.  В прошлом они состояли в основном из инвестиций в крупные фабрики и производственное оборудование и тщательно регистрировались в целях бухгалтерского учета и налогообложения, предоставляя точную информацию правительствам. В настоящее время нематериальные инвестиции и такие виды деятельности, как дизайн, имеют гораздо большее значение, но их сложнее измерить. Новые цифровые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, методы симуляции и моделирования, а также новые, мелкомасштабные способы манипулирования материей, например, аддитивное производство и редактирование генома, усложняют учет и классификацию важных инновационных инвестиций.

Измерение инноваций меняется

Международные и национальные статистические агентства хорошо осведомлены о недостатках своих методов и ищут более подходящие способы измерения эффективности инноваций. Например, правительство Австралии, являющееся лидером в этой области, проводит значительный обзор показателей, включая всесторонний анализ литературы и публичные консультации.

Эти агентства извлекли важный урок. Недостатки показателей общих затрат в исследования и разработки и средних показателей эффективности инноваций, таких как валовые расходы на исследования и разработки в процентах от ВВП, могут скрывать перекос в распределении. И есть понимание опасности, что плохо определенные индикаторы могут  дезориентировать правительства. Мы приветствуем улучшение сбора такой информации, но считаем, что это должно быть дополнено некоторыми радикально отличающимися методами.

Новые возможности для измерения и понимания

В этом смысле представляет большой интерес бихеворизм – наука о поведении. Идеи для новых услуг, крупнейшего компонента современной экономики, возникают в момент потребления. Это означает, что поведение потребителей и новаторов приобретает все большее значение. Поскольку Искусственный Интеллект и автоматизация заменяют рутинную работу, а человеческие качества, такие как креативность, интуиция и эмпатия, становятся более важными. Понимание поведения, связанного с инновациями, становится критически важным. Наука о поведении начинает использоваться для решения важных глобальных проблем, таких как окружающая среда и здравоохранение. Правительствам и организациям, желающим повысить эффективность инновационной деятельности, необходимо все больше и больше учитывать поведенческую психологию и экономику в своих показателях. Применяя бихеворизм, например, во внедрении хороших инновационных практик и лучшего управления рисками, мы можем получить представление о будущих результатах.

Базы данных и цифровая наука предоставляют новые возможности для разработки полезных инновационных показателей. Статистические агентства изучают, как новые источники данных могут дополнить и улучшить их работу. Анализ сайтов социальных сетей и электронных торговых площадок, таких как InnoCentive и LinkedIn, может дать ценную информацию. Конечно, есть риск субъективного отбора и потенциально нерепрезентативного характера собираемой информации. Но для получения новых и оперативных сведений об инновационной деятельности можно использовать уже существующие инструменты для сбора и анализа данных.

Такие компании, как Digital Science, используют инструменты Искусственного Интеллекта для составления карты траекторий науки, и их вполне можно использовать для картографии инноваций. Ученые применяют машинное обучение для создания алгоритмов изучения сложных и постоянно меняющихся явлений, таких как прогнозирование состояния здоровья и погоды. Эти алгоритмы пригодны и для оценки инноваций. Реальное понимание инноваций требует глубокого погружения в то, что происходит внутри организаций. Необходимо учитывать, как оцениваются риски, принимаются и реализуются решения и как происходит формирование внутренней политики и распределение ресурсов. В целях информирования правительств количественные показатели эффективности инноваций должны быть дополнены качественными тематическими исследованиями. Они должны соблюдать формальные протоколы методов исследования, чтобы обеспечить их актуальность, точность и возможность сравнения.

Государственная инновационная политика должна основываться на результатах новой индустриальной эпохи и улучшать её практику. Меняются способы создания инноваций, соответственно показатели измерения должны реагировать на эту новую реальность.

Оригинал названия статьи: «We need to measure innovation better. Here's how»

Ссылка: https://www.weforum.org/agenda/2019/05/we-need-to-measure-innovation-better-heres-how-to-do-it/