Что общего между Токаевым и Джефферсоном: Построение независимого Казахстана глазами экспертов

29 лет назад в истории Казахстана произошло самое главное и значимое событие — наша страна обрела независимость. За эти годы республике пришлось пережить многое — три экономических кризиса, не считая нынешний коронакризис, а на заре суверенитета — гиперинфляцию, спад ВВП, бюджетный дефицит и другое. Становление страны во многом связано с именем Елбасы. Редакция ИА «NewTimes.kz» решила узнать у историка Ануара Жуманова и политолога Максима Казначеева о том, какую роль сыграл ныне действующий президент Касым-Жомарт Токаев в становлении суверенного государства.

Фото: inform.kz

В первый год независимости РК Касым-Жомарт Токаев проходил курсы повышения квалификации руководящих дипломатических кадров в МИД СССР, а через год, в 1992-ом, он получил должность замминистра (затем министра — NT) иностранных дел РК. В 1999 году президент стал заместителем премьер-министра РК. Далее, за 20 лет карьерной лестницы, он «дорос» до главы государства.

По словам историка Ануара Жуманова профессиональный путь Касыма-Жомарта Токаева удивительно похож на карьеру одного из американского президента и дипломата — Томаса Джефферсона. Оба стояли у истоков независимости своих государств и представляли свой народ на международной арене в качестве глав внешнеполитических ведомств. Затем они занимали должности второго человека в государстве (Касым-Жомарт Кемелевич как Председатель Сената, а Томас Джефферсон в качестве вице-президента США), после чего избирались президентами.

«В СМИ можно найти много статей, где справедливо превозносятся заслуги Касыма-Жомарта Токаева в качестве министра иностранных дел, премьер-министра и председателя верхней палаты казахстанского Парламента. Журналисты приводят многочисленные статистические данные (рост ВВП, повышение заработной платы, количество подписанных международных соглашений между Казхастаном и другими странами и т.д.), но мне кажется, что масштаб личности второго президента Казахстана требует других критериев оценки», — уверен Ануар Жуманов.

Спикер напоминает, что Касым-Жомарт Токаев возглавлял министерство иностранных дел в крайне сложный период мировой истории. Распад СССР спровоцировал череду как международных (война Армении и Азербайджана), так и локальных (гражданская война в Таджикистане) конфликтов. Кроме того, в 2000-е годы в ряде стран бывшего Советского Союза прокатилась волна так называемых цветных революций, которые, как говорят эксперты, не обошлись без вмешательства иностранных государств. В таких условиях Республика Казахстан строго придерживалась принципов международного права и настаивала на мирном решении спорных ситуаций, а ее министр иностранных дел последовательно защищал интересы казахстанского народа.

«Другим важным критерием для оценки является, по моему мнению, безупречная деловая репутация действующего Президента. Не секрет, что в казахстанском обществе господствует стереотип о нечистоплотности большинства государственных служащих, которые якобы замешаны в коррупционных схемах. За многие десятилетия государственной службы Касым-Жомарт Токаев не только не давал поводов для подобных слухов, но неоднократно доказывал свою честность. К примеру, его назначение заместителем генерального секретаря ООН доказывает, что подозрений не возникало и у представителей ООН, которых уж точно нельзя обвинить в пристрастности», — добавляет эксперт.

Ануар Жуманов считает, что Касым-Жомарт Токаев — уникальный пример того, как настоящий профессионализм и замечательный интеллект сочетаются с высокими моральными и нравственными качествами. С экспертом согласен и известный казахстанский политолог Максим Казначеев. Однако он отмечает не только плюсы профессиональной деятельности ныне действующего президента, но и некоторые «шероховатости» в его работе в период премьерства.

«С первых дней независимости Казахстана Касым-Жомарт Токаев находится в числе высшей элиты страны. На протяжении первых десяти лет, он являлся одним из ведущих архитекторов всего внешне политического курса, участвуя в выработке концепции много векторной внешней политики, которая стала ключевой доктриной Казахстана на протяжении почти 30 лет суверенитета», — говорит политолог.

Как вспоминает Максим Казначеев, пребывание Касым-Жомарта Токаева на посту премьер-министра было непродолжительным и сопряжено с активизацией казахстанской оппозиции.

«Помните, в те 90-ые годы наблюдался серьезный экономический кризис, плюс отмечалась активизация оппозиции, называвшей себя демократическим выбором Казахстана (ДВК — прим. NT). Тогда Касым-Жомарту Токаеву пришлось маневрировать между различными внутри элитными группами и принимать популярные политические решения. К слову, в свое время Токаев отмечал необходимость обращать внимание на выступления представителей ДВК. Было это в 2002 году. В итоге действующий тогда президент — Нурсултан Назарбаев решил принять меры по возбуждению уголовных дел в отношении этих лиц», — добавляет собеседник.

С точки зрения системного присутствия в казахстанской политической жизни Токаев, как считает эксперт, — одна из самых крупных фигур, игравших и играющих ключевую роль в определении приоритетов и параметров внешнеполитического развития.

«Стратегических ошибок как кадровый дипломат Токаев, в принципе, делать не мог. В плане внешней политики претензий к его деятельности практически нет. Единственное, в то время, когда ныне действующий глава государства был премьер-министром, хромал экономический блок. Но это было связано в том числе и со сложной общемировой экономической ситуацией в тот период. К тому же тогда у него не было бэкграунда со стороны экономической работы и сильной внутри элитной группы, которая стояла бы за спиной и подстраховывала в плане принятия социально-экономических решений, но связано ли это с какими-то профессиональными качествами, это большой вопрос. В плане внешнеполитического курса серьезных сбоев у Казахстана не было, и многовекторность на протяжении всех 29 лет президент выдержал», — уверен Максим Казначеев.

Как резюмирует эксперт, в ближайшее время, возможно, придется вносить изменения в доктрину внешней политики, автором которой является Токаев. И причин тому несколько. Первая — резкое ухудшение внешнеэкономических параметров.

«При нынешних ценах на нефть наш экспорт углеводорода практически на грани рентабельности. Нам необходимо искать новые рецепты поддержания темпов социально-экономического развития без нефти. Но ответ на вопрос о том, какими должны быть эти рецепты, пока никто их политической элиты Казахстана дать не может. Второй важнейший момент связан с обострением внешнеполитической конкуренции основных геополитических игроков, в первую очередь США, Китая и РФ.  Казахстан, находящийся на границе раздела сфер влияния этих стран, будет испытывать очень мощное воздействие со стороны и Пекина, и Вашингтона, и Москвы. А все значит, что доктрина много векторной внешней политики может оказаться неэффективной. Риски разрывов страны по украинскому, либо по грузинскому сценариям будут возрастать в ближайшей перспективе», — делает прогноз политолог.

Таким образом, отметим, что Касым-Жомарт Токаев практически на всех этапах профессиональной деятельности внес свой вклад в построение независимого Казахстана. Не меньше, если не больше, предстоит сделать в будущем.