Послание президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана: Текстовая трансляция

В среду, 1 сентября, президент Касым-Жомарт Токаев выступает на совместном заседании палат парламента РК с ежегодным посланием народу Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото пресс-службы Акорды

В третьем по счету послании глава государства обнародует приоритетные цели социально-экономического развития страны на предстоящий период.

12.20 Заседание завершено.

12.19 Все, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, возможно, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от выполнения поручений президента, мне кажется, должны уйти с занимаемых постов. Сейчас мы вступаем в решающий этап нашего развития. Госаппарат обязан функционировать как единый механизм. Только в таком случае мы обеспечим достижение поставленных целей.

12.18 Справедливое возмущение граждан вызывает рост мошенничеств. Генеральной прокуратуре предстоит разработать комплекс мер по противодействию мошенничествам и финансовым пирамидам. На особом контроле также должно быть предотвращение и пресечение сексуальных преступлений против детей, особенно оставшихся без попечения родителей. Страшную угрозу благополучию будущих поколений представляет распространение наркотиков, в том числе синтетических. Правоохранительным органам поручается поставить мощный заслон на пути распространения этой заразы среди наших  граждан, особенно среди молодежи. Следует продолжать эффективную борьбу. 
Необходимо продолжить борьбу с коррупцией, в том числе бытовой коррупцией. Профильному агентству нужно внести до конца года на утверждение  стратегический документ, определяющий программу действий на среднесрочный период.

12.18 Я уже отметил положительный эффект инициативы по досрочному использованию пенсионных накоплений. Она также подтолкнула людей требовать у работодателей оплаты, что называется, «в белую». Для поддержания этой тенденции считаю необходимым разрешить перечисление части пенсионных накоплений выше порога достаточности на счет в Отбасы банк для последующей покупки жилья. Это также позволит стимулировать привычку накапливать средства и грамотно ими распоряжаться.

12.17 Нагрузку на фонд оплаты труда необходимо сделать более понятной и простой. Это особенно ощутимо для микро- и малого предпринимательства. Предлагаю внедрить для такого бизнеса единый платеж из фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34% до 25%. Это простимулирует бизнес вывести из тени тысячи сотрудников, которые смогут стать полноценными участниками пенсионной системы, системы социального и медицинского страхования. В этом вопросе нельзя допустить кампанейщины. Необходимо подготовить соответствующие платежные системы, чтобы избежать сбоев и издержек для бизнеса. Система должна заработать с 1 января 2023 года.

12.17 Данная мера напрямую коснется более 1 млн человек, а косвенно всех трудящихся и позволит уменьшить теневой зарплатный фонд, размер которого на сегодня достигает 30-40%  от декларируемого уровня. Повышение МЗП окажет положительный экономический эффект в виде роста внутреннего потребления. Это, по оценкам экспертов, приведет к увеличению ВВП на 1,5%. Одновременно  следует отойти от неуместного использования МЗП в качестве расчетного показателя в налоговых, социальных и других сферах. Прошу правительство и парламент обеспечить внесение необходимых  изменений в законодательство до конца текущего года со вступлением в силу с 1 января следующего года.

12.15 Считаю, что назрела необходимость пересмотра уровня минимальной заработной платы. Это, с одной стороны, важнейший макроиндикатор, с другой — показатель, понятный каждому. Размер минимальной заработной платы не повышался в 2018 года. Мировой коронакризис усилил давление на доходы населения, кроме того, по уровню минимальной заработной платы Казахстан уступает целому ряду стран СНГ. Поэтому принимаю решение с 1 января 2022 года увеличить МЗП с текущих 42 500 до 60 тыс тенге.

12.13 Наша страна всегда противостояла разладу и дискриминации человека по языковому, национальному и расовому принадлежностям. Подобные действия будут жестоко караться законом Такие безответственные антиконституционные шаги наносят ущерб основным интересам страны.

Развитие казахского языка остается одним из приоритетных направлений государственной политики. В этой области есть результат. Казахский язык стал языком культуры, образования, науки и делопроизводства. В целом расширяется сфера применения государственного языка. Это закономерное явление, поэтому нет никаких оснований полагать, что поле казахского языка ограничено. Согласно Конституции, в Казахстане есть только один государственный язык — казахский. Русский язык обладает статусом официального языка. Его использованию, согласно нашему законодательству, препятствовать нельзя. Каждый гражданин, связывающий свое будущее с нашей Отчизной, должен сделать все для изучения казахского языка. Это, можно сказать, является главным свидетельством патриотизма. При этом не будет ничего плохого в том, если молодежь будет изучать другие языки, в том числе русский, ведь госграница между Казахстаном и Россией является самой протяженной в мире, русский язык является одним из шести официальных языков ООН.

12.12 Гармоничное  развитие межэтнических отношений всегда было и будет одним из магистральных направлений госполитики. Такой подход поддерживает абсолютное большинство казахстанцев. Для наших граждан согласие, толерантность — это сама жизнь, живая реальность, обусловленная взаимопроникновением культур и языков. 

Мы, согласно Конституции, единая нация. И в этом наша безусловная сила. Поддерживая плюрализм мнений, мы в то же время будем жестко пресекать любые формы радикализма. Не позволим покушаться на наш государственный суверенитет, территориальную целостность.

12.10 Вы знаете, что сферу защиты прав человека я всегда выделяю отдельным блоком. За последние два года мы заметно продвинулись в этом направлении. В январе этого года  я подписал закон «О ратификации второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни». Теперь нам предстоит гармонизировать нормы уголовного кодекса с положениями второго факультативного протокола. Соответствующий закон, надеюсь, будет принят до конца года.

12.03 Госаппарат должен работать в интересах граждан, в первую очередь это касается местных властей. Акиматы призваны взаимодействовать с гражданами и решать проблемы, но этого не происходит — высшему руководству приходится корректировать принимаемые в регионах решения или принимать решения за них. Акимы разных уровней не всегда способны на сильные, самостоятельные шаги. Работают с оглядкой на центр. Связано это с тем, что нынешний уровень подотчетности акимов перед гражданам недостаточен, оценка их деятельности практически не зависит от мнения самих жителей регионов, поэтому требуется оптимизировать уровень оценки акимов всех уровней. Важными должны стать социологические опросы — они дают объективную картину реального отношения населения к качеству работы власти. Администрация президента должна подготовить пакет предложений по этому вопросу.

11.59 Повышение финансовой самостоятельности регионов. С 2020 года КПН от малого и среднего бизнеса передан в местные бюджеты, это вы знаете. За этот период, несмотря на снижение экономической активности, поступления в местные бюджеты стали на 25% больше. Это говорит о возросшей заинтересованности акимов в развитии местного бизнеса, инвестиций и налоговой базы. Движение в этом направлении нужно продолжать. Прошу правительство приготовить пакет соответствующих предложений до конца года.

11.57 Тотальная цифровизация привела к новым формам занятости на основе интернет-платформ. Яркие примеры этого — водители такси, курьеры и другие. Эта сфера нуждается в содействии государства с точки зрения медицинского страхования, пенсионного обеспечения, налогообложения.

Большое влияние на наш рынок труда оказывают и миграционные процессы. Казахстан — это вторая страна в СНГ по количеству принимаемых трудовых мигрантов. Нужны правильные решения проблем в этой сфере. Правительству предстоит разработать новую концепцию миграционной политики. Также следует отразить механизмы защиты прав наших граждан, работающих за рубежом. Новые подходы требуются и к вопросам внутренней трудовой мобильности. Правительству предстоит переформатировать действующий механизм выделения пособий гражданам, переселяющимся с юга на север страны.

В частности, пособия можно предоставлять не только через акиматы, но и путем возмещения расходов работодателей, которые самостоятельно нанимают работников из южных регионов. Следует активно помогать переселенцам, которые хотят заниматься самостоятельным бизнесом. Также нужно рассмотреть возможность предоставления им земельных участков не только под строительство домов, но и для сельхоздеятельности. Обеспечить более широкий доступ к мерам господдержки.

11.53 Требуется внедрить простое правило — цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем — достаточным. До конца года правительство должно найти оптимальный вариант решения этой важной задачи.

При этом нужно иметь в виду, что ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая изученность остается на низком уровне.

Необходимо расширять доступ инвесторов к качественной геологической информации. Для этого на базе разрозненных подведомственных организаций следует создать эффективную национальную геологическую службу. Данная организация не должна стать монополистом, которая решает, кого и как допустить к недрам. Ее роль заключается в оказании комплексной сервисной поддержки инвесторам. Отрасль недропользования нуждается в новом импульсе, особенно в части геологоразведки и комплексного изучения недр. Недра — это национальное достояние, решение о доступе к ним путем кулуарных обсуждений, в тиши кабинетов должно быть поставлено вне закона. Соответствующие органы обеспечат контроль данного вопроса.

11.51 Мною поставлена задача достичь углеродной нейтральности в 2060 году. Работать в данном направлении нужно прагматично. Население и экономика нашей огромной страны растут. А для качественного роста нужна энергия. С постепенным закатом угольной эпохи, помимо возобновляемых, нам придется задуматься и об источниках надежной базовой генерации энергии. Уже к 2030 году в Казахстане наступит дефицит электроэнергии. Мировой опыт подсказывает наиболее оптимальный выход — это мирный атом. Вопрос непростой, поэтому к его решению нужно подойти максимально рационально, без домыслов и эмоций. В течение года правительство и «Самрук-Казына» должны изучить возможность развития в Казахстане безопасной и экологичной атомной энергетики. Данный вопрос необходимо рассмотреть и с точки зрения развития инженерного дела, формирования нового поколения квалифицированных инженеров атомщиков в нашей стране.

11.49 Несмотря на то что в течение десяти лет выделялись финансы, проблема питьевой воды еще не нашла своего решения. Поэтому в течение пяти лет поручаю обеспечить 100% населения чистой питьевой водой. Это главная задача, стоящая перед правительством.

11.47 Об огромном аграрном потенциале Казахстана говорится много. В сфере АПК накопилось немало проблем. Прежде всего, это неэффективное ценообразование и распределение продовольственных товаров. Ранее я говорил о важности создания сети оптово-распределительных центров. Эта задача находится на стадии реализации. Важно обеспечить доступ к ним мелких сельхозтоваропроизводителей, включая, возможно, личные подсобные хозяйства. Монополизация данного рынка недопустима.

Необходимо также обеспечить контроль над ценами по цепочке от производителя. Сейчас за эту работу отвечает несколько ведомств. После очередного скачка цен они, вместо вдумчивого анализа и принятия эффективных мер, начинают кивать друг на друга. Пора навести порядок в этом деле.

Следует разграничить зоны ответственности. Определить один орган в качестве основного. Прописать четкие регламенты взаимодействия остальных ведомств. Правительство должно принять решение по этому вопросу в месячный срок.

11.45 Пандемия стала серьезным испытанием, и нельзя сказать, что она скоро завершится. Ежедневно заражаются тысячи наших граждан и многие умирают.  Мы не теряли время и оперативно начали бороться с пандемией. Казахстан вошел в число стран, который изобрел собственную вакцину. Нет сомнений в эффективности и безопасности препарата. Есть спрос со стороны других стран.  Продолжается кампания по вакцинации населения. Но есть и те, кто выступает против вакцинации, они должны понимать, что несут ответственность не только за свое здоровье, но и здоровье других людей. Они должны понимать пользу вакцинации в борьбе со многими опасными инфекционными заболеваниями.

Коронавирус мутирует, и мы не можем сидеть и ждать. В этой ситуации для дальнейшей жизни и развития необходимо оперативно покупать вакцины, зарегистрированные в ВОЗ.

11.42 Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно  относиться к выбору будущей профессии. Правительству совместно с НПП «Атамекен» необходимо заняться решением этой важной задачи.
Мы продолжим реализацию проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование». На сегодня неохваченными остаются 237 тыс человек из числа молодежи НИИТ. Ежегодно 50 тыс абитуриентов поступают на платной основе, 85% из них относятся к категории малообеспеченных. Такое  положение нужно исправить. 

Следует обеспечить 100%-ный охват бесплатным ТиПо по востребованным специальностям.
Еще одной возможностью получения бесплатной профессии должна стать армия. Нужно проработать вопрос освоения солдатами срочной службы рабочих специальностей, нужных в реальном секторе экономики. Задача  профильного министерства — обеспечить качество высшего образования. Вузы обязаны нести ответственность за должную подготовку кадров.

11.40 Итоги дистанционного обучения в период пандемии свидетельствуют о недостаточной эффективности национальных телекоммуникационных сетей, это привело к большому количеству учащихся, не владеющих базовыми элементарными знаниями.

Возникла еще одна проблема, можно сказать, беда — дети бросают школу, потому что не видят в ней необходимости. Правительству поручается самым серьезным образом заняться решением этого вопроса, в частности, повышением качества информационных систем для удаленного формата обучения. Наше образование должно быть доступным и инклюзивным.

11.36 Нужно создавать все условия для занятий массовым, детским спортом. Акимам областей надо обеспечить поэтапное строительство спортивной инфраструктуры. По итогам Токийской Олимпиады назрела необходимость рассмотреть положение дел в спорте на отдельном совещании.

11.31 Предстоит выстроить принципиально новую архитектуру цифрового правительства. Все IT-инициативы госсектора будут основываться исключительно на новой платформе казахстанского гостеха. Она исключит дублирование, неэффективные затраты и бюрократию. 100% госуслуг станут доступны гражданам со смартфонов.

11.30 Ситуация в Афганистане и общее нарастание глобальной напряженности ставят перед нами задачу перезагрузки оборонно-промышленного комплекса и военной доктрины, укрепление обороноспособности, повышение оперативности реагирования на угрозы также должны стать  приоритетами государственного значения. Мы должны готовиться к внешним шокам и наихудшему варианту развития событий. В высшей степени актуальным стало моделирование рисков, исходящих извне, следует проводить стресс-тесты и прорабатывать сценарии, на основе которых будут разрабатываться и корректироваться планы действий госаппарата.

11.29 Чрезмерное присутствие государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность, приводит к коррупции. Госпредприятия по-прежнему доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами. Мы начали решать данные проблемы. Так, в концепции госуправления предусмотрены меры по сокращению квазигосударственного сектора, повышению его эффективности, прозрачности и подотчетности. Высшим советом по реформам одобрен новый план по приватизации, нужен строгий контроль. Но есть и другие вопросы, в частности, почему отдельные госпредприятия работают в убыток, а их первые руководители не несут за это ответственность. Правительству предстоит решить данную проблему. 

11.28 Мы также столкнулись с неконтролируемым ростом инфляции. Нацбанк и Правительство оказались бессильными перед ней. В результате реализации антикризисных мер общим объемом 6,3 триллиона тенге в экономике возникла избыточная денежная масса, но существуют ниши, в которые эти деньги не поступают. БВУ не вкладываются в небольшие проекты, особенно на селе. Нужно задействовать потенциал МКО. Нацбанку и агентству по финрегулированию следует подготовить пакет решений по данному вопросу.

11.27 Большое значение имеет работа по снижению уровня стрессовых активов. Мы приняли решение — государство не должно помогать банкирам. Вместе с тем замороженные активы нужно возвращать в экономический оборот. Но исключительно на рыночной основе. Для этого нужна законодательная база. Правительству совместно с агентством по финрегулированию следует до конца года внести законопроект в парламент.

11.25 По итогам 2020 года впервые за десять лет индустриализации вклад обрабатывающей промышленности в развитие экономики превысил долю горнодобывающей отрасли. Среднесрочная цель — к 2025 году увеличить экспорт обрабатывающей промышленности в 1,5 раза — до 24 млрд долларов, а производительность труда — на 30%. Разрабатываемый закон «О промышленной  политике» должен дать ответы на вопросы, стоящие перед обрабатывающим сектором.

11.23 Наряду с этим нужно продолжать работу по диверсификации экономики, расширению номенклатуры производимых товаров и географии экспорта.

11.19 В целом стране необходим свод правил по управлению государственными финансами, госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом. Прошу правительство и национальный банк до конца года подготовить концепцию управления госфинансами.

11.18 Однако в последнее время появилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличиваются дефицит бюджета и трансферты из Нацфонда. Все время идти по такому легкому пути не получится. Запас финансовой устойчивости далеко не безграничен. Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета. Но, в первую очередь, нужен контроль за объемами и эффективностью государственных расходов. Для восстановления активов национального фонда следует ускорить внедрение бюджетного правила. Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца 2021 года.

11.14 Касым-Жомарт Токаев: Во многом благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно успешно преодолевает последствия пандемии. Это наше серьезное конкурентное преимущество. И сейчас важно его не растерять.

11.08 Президент отметил в первую очередь необходимость развития экономики в постковидный период и указал на необходимость поддержки бизнеса. В этой связи он сообщил, что принял решение продлить программу «Экономика простых вещей» и «Дорожную карту бизнеса» до 2022 года. На эти цели будет выделено 1 трлн тенге.

11.06 Касым-Жомарт Токаев: Этот год — год 30-летия Независимости Казахстана.

11.05 Звучит гимн Республики Казахстан.

11.04 Касым-Жомарт Токаев: В соответствии со статьей 59 Конституции РК, вторую сессию парламента VII созыва объявляю открытой.

11.03 Нурлан Нигматулин: Для открытия второй сессии парламента VII созыва слово передается президенту РК Касым-Жомарту Токаеву.

11.02 Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин просит депутатов пройти процедуру регистрации. Он сообщил, что необходимый кворум есть: на совместном заседании палат парламента присутствуют 47 депутатов сената и 102 депутата мажилиса. Повестка дня утверждена.

11.00 Началось совместное заседание палат парламента РК.