Проведение референдума найдет позитивное отражение во внешнеполитической деятельности Казахстана

Свое экспертное мнение о выступлении главы государства на XXXI сессии Ассамблеи народа Казахстана высказал политолог Андрей Чеботарев, отметив, что сегодня уже обозначены базовые концепты будущих изменений — Новый Казахстан и Вторая республика, которые призваны содействовать дальнейшему поступательному развитию казахстанского общества и государства. Подробнее на сайте ИА «NewTimes.kz».

Фото: Кабар

Политолог Андрей Чеботарев отметил, что анонсированный президентом Национальный Курултай, займет место Национального совета общественного доверия, на котором будут обсуждать актуальные вопросы развития страны.

«Важную роль в разработке предложений по новым реформам сыграл руководимый президентом Национальный совет общественного доверия. На основании предложений членов данного органа были сформированы и реализуются четыре президентских пакета политических реформ, включающие 29 мер. Вместе с тем НСОД выполнил свое предназначение и в ближайшее время уступит свое место Национальному курултаю», — отметил политолог.

По словам Чеботарева, для выработки предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию РК распоряжением главы государства создана рабочая группа. Она включает 19 человек из числа госслужащих, парламентариев и ученых-юристов. Вместе с тем, как отметил эксперт, так как не было ясности, когда и каким образом в Основной закон страны будут внесены готовящиеся поправки, было целесообразно на основании статьи 91 Конституции РК провести республиканский референдум.

По словам главы государства, в Казахстане он в последний раз проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция. Затем был принят Конституционный закон «О республиканском референдуме», который, тем не менее, ни разу не был применен на практике.

«Во-первых, практика проведения всенародного голосования в Казахстане имеет только два случая в 1995 году, связанных с продлением президентских полномочий Нурсултана Назарбаева до 2000 года и принятием действующей Конституции РК. Выдвинутая в 2010 году инициатива сторонников экс-президента провести новый референдум для продления его полномочий до 2020 года была им отклонена. Попытки же отдельных представителей оппозиции и гражданских активистов инициировать в разное время референдум по тем или иным вопросам фактически блокировались властью. В связи с этим возобновление применения института референдума действующим главой государства Касым-Жомартом Токаевым способно стать одним из знаковых составляющих проводимого им официального политического курса, а также выражением его приверженности к кардинальному реформированию политической системы страны и широкому вовлечению граждан в управление государством», — заявил Андрей Чеботарев.

По словам политолога, проведение референдума представляется не только инструментом реализации новой конституционной реформы, но и оптимальным способом выражения доверия казахстанцев лично к президенту и его политическому курсу.

«Учитывая содержание и характер анонсированных политических преобразований, включая уход от суперпрезидентской модели правления, ожидается, что соответствующие поправки в Основной закон страны встретят поддержку среди значительной части казахстанцев. Каких-либо серьезных проблем с явкой и голосованием в этой связи не просматривается», — заметил эксперт.

В свете же неоднозначных процессов и событий в Казахстане и вокруг него, протекающих с начала этого года, соответствующая поддержка сограждан могла бы стать серьезной опорой для руководства страны в обозримой перспективе. В том числе с учетом фактора будущих президентских выборов, считает эксперт.

«Проведение конституционной реформы посредством референдума может также вызвать положительные отзывы среди политических кругов и широкой общественности зарубежных стран и международных организаций. В свою очередь, это найдет свое позитивное отражение в дальнейшей внешнеполитической деятельности Казахстана, что тоже актуально в условиях текущей международной повестки», — заметил он.

Политолог считает, что в рамках реформирования системы местного самоуправления целесообразно внедрить институт референдума и на местный уровень. Это позволит расширить степень и формы непосредственного участия жителей городских и сельских населенных пунктов в решении вопросов местного значения.

«К тому же местный референдум предусмотрен Европейской хартией местного самоуправления, поручение относительно возможной ратификации которой также озвучил глава государства», — сказал Чеботарев.

По его мнению, движение в сторону построения в Казахстане Второй республики открыто. Главное, чтобы теперь была обеспечена сопричастность к этому процессу всех заинтересованных граждан.

«В конечном итоге новая конституционная реформа не должна стать самоцелью или средством реализации определенных интересов властей, а призвана содействовать дальнейшему поступательному развитию казахстанского общества и государства», — резюмировал эксперт.