В Казахстане за последние пять лет обострились техногенные и природные вызовы, с которыми властям пришлось справляться в экстренном режиме. Несмотря на эти проблемы, начатые реформы продолжаются и находятся в зоне внимания президента. Казахстанские эксперты для ИА «NewTimes.kz» оценили работу президента Касым-Жомарта Токаева за последние годы.
По словам политолога Данияра Ашимбаева, спокойно работать у президента не получилось.
«В стране обострилось большое количество катастроф, не считая карантин и кризис 2020 года, затем были январские события 2022 года, начало глобального конфликта в 2022 году. Все это сразу свалилось, и понятно, что власти пришлось действовать в режиме пожарной машины и скорой помощи, нежели спокойно заниматься ранее разработанными планами. Так уже получилось, что правление Токаева выпало на кризисный период для страны», — считает он.
При этом власти неоднократно пытались менять систему планирования, но сейчас предпринимать что-то в экономике даже толком и не получается, так как слишком много всего свалилось, отметил эксперт.
«Если говорить о последних инициативах, то в этом году президент «перезагрузил» правительство, что планировалось сделать уже давно, и сейчас он пытается выстроить новую модель исполнительной власти. Мы заметили, что правительство, какие бы полномочия ни получало, все равно любит ждать указаний из Акорды. В прошлом году Токаев уже провел реформу по усилению полномочий министров, но пользоваться этим они, видимо, не собираются. Осенью прошлого года глава государства пошел на сокращение контроля со стороны администрации президента, чтобы правительство было более автономно в своих действиях», — продолжил он.
Ашимбаев напомнил, что в феврале Токаев сменил кабмин, назначив «более жесткого и энергичного премьер-министра, чтобы правительство, наконец, начало пользоваться теми полномочиями, которые получило». Но у кабмина это не получается, потому что чиновники привыкли работать с оглядкой на Акорду, считает он. При этом эксперт уверен, что президент не оставит попыток заставить министров работать более эффективно.
Он также обратил внимание на изменение идеологической политики с приходом Токаева к власти.
«Мы видим, что президент призвал перестать противопоставлять советский период нашему времени, и это очень важный поворот, потому что до этого страна шла по пути постколониального синдрома. А теперь государство заняло более вменяемую позицию в исторической сфере, потому что была проведена большая работа с архивами. Также глава государства ставил вопрос о модернизации общественного сознания и сформулировал его основные направления — трудолюбие и образование, чего не хватает сейчас в обществе», — подчеркнул Ашимбаев.
В целом, по его словам, уже сейчас видна огромная динамика по решению целого ряда застарелых проблем, но вместе с тем еще очень много всего предстоит сделать. Сейчас видно, что президент показывает неплохие результаты, исполнение поставленных перед собой задач он старается контролировать, и есть надежда на то, что он сумеет обеспечить дальнейший прогресс нашей стране.
В свою очередь политолог Эдуард Полетаев рассказал о главных вызовах, с которыми пришлось столкнуться Токаеву в своей деятельности.
«Одним из самых последних и очень серьезных вызовов для президента стали паводки. Об этом свидетельствует то, что он выступил с обращением к народу и сказал, что все будет под его контролем. При этом ЧП местного масштаба были объявлены в 10 областях. Вообще, паводки довольно сильно повлияли на развитие Казахстана, из-за них отменили ряд международных мероприятий, пришлось разбронировать госрезерв для помощи пострадавшим. Все силовые ресурсы были брошены на борьбу со стихией, и здесь гражданская идеологическая подготовка была хорошо проведена, казахстанцы выделили большой объем помощи пострадавшим, олигархи не остались в стороне», — сказал он.
При этом паводковая ситуация еще полностью не решена, предстоит выплатить компенсации тысячам казахстанцам и восстановить инфраструктуру.
«Я думаю, мы позже увидим, как паводки ударили по экономике Казахстана, когда станет известен ущерб и количество затраченных средств на их ликвидацию. Мы поймем, сколько школ можно было построить на эти деньги. Это, конечно, был очень серьезный вызов для Токаева, но я считаю, что он с ним справился. Президент не игнорировал ситуацию, а посетил несколько регионов и лично ознакомился с тем, что там происходит, и убеждал население, что ситуация под контролем, вопросы решаются. В конечном итоге люди сплотились и поверили в Справедливый Казахстан, потому что власть продемонстрировала свою адекватность, решительность и оперативность в данной ситуации», — считает политолог.
В этой ситуации президент продемонстрировал очень прагматичный и деловой подход, в конце концов, это нормальный мужской поступок, добавил он.
«Главным вызовом для Токаева за годы правления, безусловно, стали январские события, где все точки над i еще не расставлены. Об этом свидетельствует последнее задержание экс-министра МВД Ерлана Тургумбаева. Как я понимаю, еще даже не все оружие нашли в схронах. Это долговременная, болезненная рана на теле Казахстана, которая будет еще саднить и проявлять себя. К счастью, президент сумел сохранить власть и укрепить ее, а также избавиться от имиджа двоевластия в казахстанской политической элите. В целом он показал себя как политический боец», — отметил Полетаев.
При этом одной из важных задач, которую поставил глава государства, эксперт назвал увеличение геологической изученности страны до 2,2 млн кв км до 2026 года.
«Это тоже удивительно, но не вся территория Казахстана была досконально изучена. Фактически изучено только больше половины, а это очень важно с той точки зрения, что мы можем еще какие-либо полезные ископаемые найти. Например, по урану прогнозные запасы в мире за несколько лет увеличились на 20%. Так что еще не все кладовые вскрыты, и это очень важная задача для перспектив развития нашей экономики. Глупо было бы отказываться от таких богатств под землей», — считает политолог.
Есть также отложенный вопрос по референдуму по строительству АЭС, продолжил он.
«Это тоже непростое решение для президента, но он, понимая, что могут быть разные мнения в обществе, не стал принимать однозначное решение, а поставил этот вопрос на референдум, и я считаю, что это правильно, потому что у нас в стране действительно неоднозначное отношение к АЭС, но потребление энергии растет, а инфраструктура изнашивается, нужно что-то с этим делать. Когда состоится референдум — непонятно, но уже проскальзывает информация, что, возможно, это произойдет в конце текущего года. Это будет знаковое событие. И, вообще, референдум, как инструмент волеизъявления народа, начал наконец применяться при Токаеве», — пояснил эксперт.
Между тем, по словам экономиста Бекнура Кисикова, одной из важных инициатив Токаева за последнее время стала борьба с лудоманией и наркоманией.
«Наркомания — это большая социальная проблема, на которую, я считаю, должны быть брошены все силы не только госаппарата, но и общества. А еще посмотрите, как быстро сейчас распространяется лудомания, уже много кейсов, когда люди берут кредиты, чтобы делать ставки и так далее. Буквально 20 лет назад у нас не было таких проблем, как быстро нам навязали эту культуру, и нужно это все регулировать. Мы не должны идти на поводу западных трендов и все принимать, нужно смотреть, насколько они нам подходят», — высказался он.
Эксперт также отметил инициативу по борьбе с бытовым насилием и гендерным неравенством.
«Наши мужчины должны научиться уважать женщин и на другом уровне выстраивать диалог. Мы слишком патриархальны и консервативны в этом отношении. У нас нигде не готовят к браку, нет института уважения к женщинам, гендерного баланса. Эти вопросы поднимаются только на уровне частных и общественных инициатив. Хорошо, что президент на самом высоком уровне начал поддерживать эти вопросы. Я давно занимаюсь гендерным равенством, посещал много кризисных центров, там ужасные ситуации. Многие даже не задумываются, насколько глубока эта проблема. И она еще не решена в Казахстане, но уже появился информационный импульс», — отметил он.
Кроме того, по его мнению, одной из важных задач, которую предстоит решить в стране, является введение практики разумного потребления ресурсов. Он напомнил, что в Казахстане до сих пор моют машины питьевой водой, несмотря на ее дефицит. Поэтому эксперт предлагает развивать культуру водопотребления и электричества и кардинально менять сознание казахстанцев.