Будущее казахстанских партий — как результаты выборов скажутся на них

Активность электората за последние несколько предвыборных кампаний показывает усталость народа и снижение доверия как к выборам, так и к власти, партиям и политическим институтам, что могут подтвердить такие показатели, как число проголосовавших «против всех» и относительно невысокая общая явка избирателей.

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Что могут ожидать партии, на какое будущее они могут рассчитывать?

Результаты недавних выборов показали формирование конкурентной среды в политическом поле страны, что окажет положительный эффект в будущем. Безусловное исторически устойчивое лидерство сохраняется за партией Amanat, преодолевшей 53,9%. Разумеется, на таком результате сказалось множество факторов, таких как наибольшая представленность в регионах, самая большая численность, не говоря о ее широких административных возможностях — т.к. руководители многих крупных предприятий и государственных учреждений являются членами этой партии. Необходимо признать, что у партии на порядок выше политического опыта, чем у большинства ее соперников на общественно-политической арене Казахстана.

Сказалась узнаваемость бренда? Несомненно, этот факт имеет место. Так сложилась мировая практика проведения предвыборных кампаний — большинство избирателей предпочитают сохранять свою лояльность тем политическим единицам, которые были ими выбраны ранее и как правило редко обращают внимание на программы, предлагаемые оппонентами. Это правило действует во всех странах, и Казахстан не является исключением. Новичков на политической арене не сразу признает широкая общественность. Однако, эффективная подача и ориентация на целевые аудитории может помочь достичь высоких результатов, что мы можем видеть на примере партии «Республика» — новой политической единицы. Это ее первые выборы, и она уже успешно вошла в состав мажилиса и отдельных маслихатов.

Однако будущее самой партии вызывает встревоженность в виду двух фактов:

1. У партии на данный момент недостаточно политического опыта, что создает дополнительные сложности в оперативном управлении;

2. множество сопредседателей — безусловно является хорошим показателем децентрализованной, равноправной концепции как основополагающего принципа самой партии, но одновременно это обозначает риск возможных разногласий между соучредителями, что может сказаться на не только позициях самой партии в будущем, но и на ее существовании в целом.

3. Есть у аудитории завышенные ожидания относительно поведения партии, сложившиеся на основе агитации. Но придя в мажилис партия стала себя вести как все, что привело к разочарованию сторонников.

В общем, ей нужно многому научиться за этот срок, чтобы закрепиться в политическом поле Казахстана.

Новые партии против старых?

Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» не является новой в Казахстане, и она, в отличии от предыдущей, имеет за плечами неоднократный опыт участия в предвыборных кампаниях с 2007 года. Сравнивая достижения этой партии с недавним успехом партии Respublica, при таком серьезном «политическом стаже» результат мог быть выше. Но так сложилось исторически, что партия принимала участие в 5 предвыборных кампаниях, и в этот раз смогла свои первые 8 мест в мажилисе, преодолев планку в 10,9%, что говорит о высоких результатах в сравнении с предыдущим годом.

Можно проследить уверенную линию роста: в 2016 году — 2,01%, в 2021–5,29%, и в 2023–10,9% - т.е. популярность партии буквально выросла в геометрической прогрессии. Этот факт указывает на рост популярности партии среди ее основной целевой аудитории — т.е. переселенцев из села в город.

Однако в истории самой партии есть череда поражений и неоднозначных ситуаций, в том числе с участием ее отдельных членов. Добавляет контраста ситуация с Жигули Дайрабаевым, чья роль как экс-кандидата в президенты — безусловно, оказала влияние на результаты парламентской предвыборной кампании. Однако, дискуссия в СМИ относительно осуждения его сыновей вызвала возмущения в социальных сетях, что может отразиться на популярности партии в будущем, с чем руководству партии придется иметь дело. Как себя покажет ее эффективность в VIII составе мажилиса покажет время.

Результат Народной партии Казахстана

Собственно, возвращаясь к феноменальному вхождению в мажилис партии Respublica, его можно объяснить тем фактом, что электорат ожидает от новых партий действительных реформ, т.к. присутствие политических долгожителей, таких, как Акжол, Народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия – которые вошли в политическую жизнь Казахстана в начале 2000-х, в значительной степени не позволяет выявить полномасштабных и системных реформ, выдвинутых данными партиями за практически два десятилетия их деятельности.

Несмотря на то, что наиболее активными избирателями являются представители старшего поколения, которые застали советский период и период становления независимости, они не показали высокой лояльности к наследнице Коммунистической партии — и смена руководства вкупе с проведенным ребрендингом в Народной партии Казахстана в итоге привели ее на 4 место по доле голосов.

Тем не менее, сравнивая ее успехи за последние 5 парламентских выборов, в 2007 году партия не получила 5%, а с 2012 года уверено превышала 7%. По данным ЦИК об итогах выборов 2021 года, популярность партии превышала 9%, что выше, чем результаты последней предвыборной кампании. Возможно, упущенная 2% доля избирателей не привыкла к новому названию партии. Но более вероятно, это был закономерный результат резких административных изменений внутри партии, т.к. отдельные представители партии, такие как Ерлан Смайлов открыто заявили о своем уходе в связи с разногласием с новым руководством.

ОСДП

Общенациональная социал-демократическая партия по итогам прошедших выборов получила 4 места в мажилисе. Можно считать данный результат закономерным, учитывая, что относительно недавно в партии также сменился руководитель. Разумеется, на результат повлияла фигура Нурлана Ауесбаева, т.к. экс-кандидат в президенты, несмотря на результат в 2.22%, запомнился избирателям и во время последних дебатов озвучивал актуальные для многих казахстанцев вопросы, в т.ч. снижение долговой нагрузки и жилищные условия, борьбу с коррупцией и др. Однако на серьезные продвижения партии в будущем рассчитывать не приходится — за свою практически двадцатилетнюю историю, партия неоднократно проходила слияние и реорганизацию с другими, менялись руководители, проводила крупные общественные мероприятия, однако несмотря на это 3 раза не преодолевала 5% барьер, в 2021 году партия и вовсе объявляла бойкот в парламентских выборах. В 2023 году она смогла пройти в мажилис, преодолев отметку в 5,2%. Много предпосылок полагать, что и на следующих выборах партия выйдет на приблизительно такие же результаты, но вряд ли наберет более 5-7%.

Ак жол

Партия Ак жол была официально парламентской оппозицией и всегда открыто поднимала общественно-значимые вопросы с уклоном в казахский национализм. Несмотря на это, партия получила немногим более 8,4%.

Можем ли мы ожидать, что в следующие выборы, Ак жол наберет более 10%? Вполне вероятно, т.к. у партии были случаи, когда она преодолевала и 12%. Более того, за последние 5 предвыборных кампаний, партия 4 раза занимала позиции в Парламенте. Ее результаты колебались от 3,09 до 12%, и все же в среднем партия набирала порядка 8%, что мы увидели и на этот раз. Видимо сказалась сильная конкуренция с партией «Республика».

Байтак

На фоне этого, результаты партии зеленых «Байтак» в 2,3% выглядят более, чем скромными, но можно сделать скидку на то, что это тоже новая партия, как и Respublica. И хотя это первая партия, зарегистрированная в стране за более, чем десять лет — она могла добиться более высоких результатов, каких удалось достичь ее вышеназванному ровеснику.

Возможно, сказалась финансовая ситуация и невысокая эффективность агитационной кампании. Программа, которую выдвинула партия, поднимает актуальные для Казахстана вопросы, но отдельных — таких, как, например, развитие промышленности (например) — особо не представлено, хотя есть позиционирование о переходе на зеленую экономику. Кроме того, экологические вопросы были в программах всех остальных партий.

Тем не менее, с ростом популярности запросов на экологическую повестку, популярность партии может возрасти, однако в ближайшие годы эта перспектива вряд ли проявит себя на высоком политическом уровне — скорее всего она будет в русле общей модернизации уже имеющихся промышленных мощностей страны. Иными словами, серьезных улучшений выше 5% барьера также не светит.

Выводы:

Подводя итоги, можно выделить три группы партий по перспективам:

  • Позиция не изменится — Amanat, Ауыл, Байтак
  • Которые будут более популярны — Ак жол
  • Которые снизят свою популярность — Respublica, НПК, ОСДП.